Автор: Андрей Штохов | Категория: Культура
Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую играл актуальный вид искусства не только в рамках семьи искусств, но и в контексте культуры в целом. Выявление общекультурной роли актуального вида искусства может прояснить картину закономерностей исторической динамики видов искусств.
В 20-е и 30-е годы в советской эстетике подобную задачу ставил перед собой И. И. Иоффе.
В работах Культура и стиль (Л., 1927), Синтетическая история искусств (1933) Иоффе пытался дать историческую теорию искусств сквозь призму истории стилей. Стиль, по его мнению, наиболее общая категория, характеризующая определенный тип мышления, выражающая себя во всех отраслях идеологии и специфицированная в различных художественных речевых средствах. Отсюда каждый исторический тип культуры как целостное образование несет на себе отпечаток господствующего стиля, общего для всех видов искусства. Стили, по Иоффе, - это исторические моменты познания; однобокие, фрагментарные, но все же в своей совокупности представляющие элементы объективного познания, диалектики.
Ученый справедливо подчеркивал мысль об органической целостности самой художественной культуры как части целого, которая всегда решает возложенные на нее задачи путем внутренней перегруппировки видов искусства, используя их специфические возможности.
← Стилевое единство | Главные духовные принципы → |
---|