Автор: Марина Мерц | Категория: Культура
Для Малларме литература была единственной действительностью и равным образом смыслообразующим фактором человеческого бытия. Рассказчик Марсель (В поисках потерянного времени Пруста) говорит: Настоящая жизнь, наконец открытая и освещенная, а потому единственно проживаемая нами действительно, - это литература.
Как бы заканчивая эту мысль, Оскар Уайльд высказал такой афоризм: Через искусство и только через искусство мы приближаемся к совершенству. Искусство, и только одно лишь искусство может защитить нас от грязных ловушек жизни. Во всех этих высказываниях нельзя не видеть черт трагических иллюзий и эстетизированной картины мира.
Заслуживает внимания, что еще долго после краха героических иллюзий буржуазии те социально безродные, творящие в изоляции от классовых боев художники были способны придерживаться своих гуманистических взглядов лишь за счет все новых иллюзий. Абсолютизация эстетического собственного мира искусства до высшей человеческой инстанции или до последнего туманного приюта, где человек еще может быть человеком, относится, видимо, к условиям, позволяющим в порождаемом промышленным капитализмом отчуждении сохранять художественную продуктивность.
← Художественный и действительный мир | Сближения в промышленно-капиталистических условиях → |
---|