Автор: Андрей Штохов | Категория: Культура
При этом Иоффе вполне обоснованно стремился отыскать общие вертикали, связывающие в стилевое единство все уровни духовной культуры - от политики, права, науки до искусства, философии, морали.
Пытаясь обнаружить общие стилевые черты как в господствующем мышлении, так и в общественной психологии и соотнести их с определенным типом художественного творчества, Иоффе выдвинул своеобразную классификацию стилей, соединяя в каждом из них часто далеко по времени отстоящие явления художественного творчества. Не вдаваясь в обсуждение правомочности и обоснованности подобных приемов (здесь, безусловно, дала о себе знать недостаточная разработанность марксистской методологии), нельзя не отметить предельную статичность схемы, возникшей в результате анализа. В своем исследовании Иоффе выявляет наиболее характерные признаки стиля вообще, однако не ставит вопроса о том, какие же принципы лежали в основе динамики стилевых признаков, провоцировали обновление выразительных средств искусства, ломку устоявшихся стереотипов, т. е. в каких исторических длительностях динамика общих процессов культуры совпадает с изменениями в семье искусств, а в каких - не совпадает.
← Целостно-человеческое духовное содержание | Выявление общекультурной роли актуального вида искусства → |
---|