Автор: Евгения Кныш | Категория: Искусство
Огромная скорость движения во внутренних пространствах микромира монтажных кадров задана как бы одномоментной структурой чтения текста - строчки. Текст читается весь сразу. Еще не прочитав средних звеньев, упираешься в конец. Не прочитана «ночь», а уже звучит «аптека»; Подобное одномоментное синхроническое чтение порождает взрывную силу спонтанного входа и выхода в необычайно динамичный и интенсивный художественный мир. По силе своего одномоментного рождения художественного образа приведенное произведение А. Блока очень близко подходит к такому же одномоментному постижению образа в пространственных искусствах.
В процессе восприятия произведения искусства образ - в бесконечном становлении, а с другой стороны - он всегда существует как некое целое, удерживаемое нашей памятью в том же внутреннем плане.
В рассмотренном произведении Блока художественное пространство и время формируются сразу, мгновенно вырывая с неимоверной скоростью из тайников нашей памяти разветвленные и тонкие ассоциации. От первого монтажного кадра до четвертого образы мгновенно обрастают конкретностью.
Отмеченный нами интересный феномен «преодоление грамматики» в скоростной ритмике художественного монтажа не случаен. Нужно указать на кардинальную закономерность организации целого в произведении любого вида искусства. Архитектор и искусствовед Г. Борисовский отмечает по этому поводу, что гармоническое единство в искусстве достигается в диалектическом единстве «порядка» и «беспорядка». Тенденция к строгой упорядоченности текста всегда висит на волоске и координируется с другой, не менее сильной, тенденцией - сломать, изменить этот порядок. Близка этому высказыванию и мысль эстетика и литературоведа Ю. Лотмана о том, что «в структуре художественного текста одновременно работают два противоположных механизма: один стремится все элементы текста подчинить системе, превратить его в автоматизированную грамматику, без которой невозможен акт коммуникации», а другой, как считает автор, разрушить и сделать структуру носителем образного содержания.
← Тенденция к строгой упорядоченности текста | Эстетические отношения слов-кадров → |
---|