Автор: Ирина Барышникова | Категория: Культура
Они пред заданы восприятию предмета, и их нужно только лишь опознать в нем - снова вспомнить и воспроизвести. Поэтому человек, причастный к фольклорному творчеству, никогда не думал о себе как о творце - авторе. Он был непоколебимо уверен в том, что воспроизводимый им мир уже изначально готов и завершен, все в нем заранее осмыслено и оценено - и ничего не подлежит своевольному переиначиванию.
Остается лишь помнить об этом изначальном и неизменном порядке мироздания, проникаться его строем и ладом и сохранять благоговейную верность заветам старины, старинному чину - чтить обряд.
Фольклорное сознание не знает современного различия мира вещей и мира смыслов; жизнь для него - нечто принципиально не членимое; как в целом, так и в каждой части она одухотворена и освящена изначально предустановленным смыслом. Поэтому любой предмет уже сам по себе - еще до его воспроизведения в искусстве - оказывается не столько объектом познания, сколько готовым значением, так что мифологическая семантика сращена с самим онтологическим бытием предмета. Отсюда проистекает принципиальная несвобода предмета.
← Символический схематизм | Этнография как творческий принцип фольклорного искусства → |
---|