Автор: Виталий Сверлов | Категория: Культура
Поскольку наша статья носит преимущественно методологический характер, мы не останавливаемся специально на освещении всех многообразных стилевых процессов XIX в., отразивших перипетии социального и культурного развития. Отметим лишь, что, как известно, относительная устойчивость писательской эпохи не была длительной.
Нараставший мировоззренческий релятивизм, манипулирование духовными ценностями породили во второй половине столетия кризисные явления, вызвав к жизни литературу натуралистического направления, привели к эстетизации безобразного. На другом полюсе художественных исканий развилось символическое направление, эксперименты импрессионистов, творческие манифесты мира искусства.
Почувствовав шаткость и исчерпанность освоенных приемов, художественное развитие вновь погружается в динамические поиски, соединение несоединимого, бурную экзальтацию, подчеркнутый спиритуализм, взаимопроникновение видовой специфики, достигшие апогея в конце XIX - начале XX в. Новый кризис, совпавший с переходом капитализма в стадию империализма, завязал все вспыхивающие дотоле проблемы в единый узел, который можно определить как глубокое разочарование в возможностях разума как главного ориентира и основы социально-культурного процесса.
← Дискредитация культуротворческих возможностей | Объективно-аналитический пафос → |
---|