Автор: Виталий Сверлов | Категория: Культура
Характерная в этом отношении для литературного развития XIX в. черта - определенный спад интереса к прекрасному как критерию совершенства произведения искусства и усиление интереса к качествам характерного, выразительного.
Помимо влияния на этот процесс формы самого романа с его возможностями воссоздания обилия полярных психологических типов, определенное значение имели и позитивистские настроения эпохи, переводившие интерес с идеально-духовного на реально-практическое, формировавшие в рамках литературы критического реализма установку на обнажение социальных пороков и противоречий.
Уже Бальзак, немало размышлявший о критериях художественности в новую эпоху, заметил, что писатель тем успешнее выполняет свою роль социального преобразователя, чем активнее добивается не просто утверждения, а утверждения через отрицание. Жанр романа, по его мнению, вообще требует постоянных противопоставлений, столкновения прекрасного и уродливого, изображения всевозможных альтернатив. Ему принадлежит суждение о том, что добродетель носит скорее статичный характер, являет для кисти лишь необычно тонкие линии, в то время как порок динамичен, выигрышен в художественном отношении, дает большую пищу для размышления.
← Объективно-аналитический пафос | Процессы обогащения и шлифовка выразительных приемов → |
---|