Автор: Виталий Сверлов | Категория: Культура
Не раз Бальзак противопоставлял понятие выразительности холодной, застывшей красоте, говорил об однообразии категории прекрасного: Китайская теория за несколько тысяч лет до сарацином и средневековья увидела необъятные возможности, заложенные в уродливом, слово, так необдуманно брошенное в лицо романтикам, которым я пользуюсь для противопоставления слову прекрасное.
У прекрасного есть только одна статуя, один храм, одна книга, одна пьеса: Илиаду возобновляли три раза, художники вечно копировали те же греческие статуи, перестраивали до пресыщения те же храмы, одна и та же трагедия шла на сцене, с той же мифологией, наскучив до тошноты. Напротив, поэма Ариосто, роман Трувера, испано-английская пьеса, средневековый собор или дом - это бесконечность в искусстве.
Таким образом, развитие реалистической литературы XIX в., отягощенной противоречиями и конфликтами буржуазной среды, протекало скорее под знаком выразительности, нежели стремления к совершенно-прекрасному. Относительно стабильное проявление искусством этого периода своих познавательно-оценочных сторон возможностей использовалось не для создания иллюзорной гармонии, а было окрашено объективно-аналитическим пафосом.
← Творческие манифесты мира искусства | Жанр литературного развития XIX века → |
---|