Автор: Олег Янкович | Категория: Культура
Уже в предреволюционные, а гораздо активнее в первые послереволюционные годы они создавали и распространяли вульгарно искаженные представления о художественных явлениях, укладывая их в жесткие социологические схемы, напрямую связывая с действием общих социологических закономерностей, состоянием экономики и т. д. в такой грубой форме социологизм в искусствознании был подвергнут резкой критике и сошел со сцены. Но в проявлениях более деликатных он дожил и до наших дней.
И дожил потому, что недооценка относительной (от экономической основы) самостоятельности развития искусства и специфики художественного отражения действительности, в чем его справедливо обвиняли и от чего предостерегал сам Г. В. Плеханов, составляла только первый, внешний и поэтому сравнительно легко устранимый пласт. Второй же, внутренний, оказавшийся в силу своей глубинности более долговечным и труднопреодолимым, зиждется на установке, что открываемые социологией закономерности являются общими для всех сфер жизни общества и его истории, в том числе и сферы культуры, что любые процессы развития общества, человека, я человеческих отношений могут быть в их сущности схвачены и объяснены с позиций социологии.
← Творчество Л. Н. Толстого | Заслуги Плеханова → |
---|