Автор: Олег Янкович | Категория: Культура
Это не означает, что в исследованиях искусства потеряли всякое значение его культурно-исторические связи. Однако их изучение осуществлялось, как правило, вне и помимо методологических исканий искусствознания.
В эстетике искусствоведение искало основы для понимания собственной природы своего вида искусства, а отсюда - и методов анализа конкретных фактов, их осмысления и обобщения. В критических работах о современной музыке и театре, живописи и скульптуре видные специалисты нередко совмещали скрупулезный анализ явлений своего искусства с их рассмотрением на общехудожественном и более объемном - общекультурном фоне. К этому, собственно, и сводился культурологический подход или, точнее говоря, культурно-исторический фактор в русском искусствознании конца XIX - начала XX в. В большинстве случаев он не имел специфически культурологической методологической окраски. Если исследователь стоял на позициях какой-либо эстетической методологии, то обычно в ее же ключе он анализировал и явления своего искусства, его внутри художественные и культурно-исторические связи. Поэтому разительно отличался по своей направленности культурологический подход, скажем, в одновременно изданных работах о музыке В. В. Стасова и В. Г. Каратыгина или Г. А. Лароша, в работах о театре А. В. Луначарского и теоретиков символизма.
← Послереволюционное развитие искусствознания | Эволюция художественных форм → |
---|