В категории «Искусство» Вы можете найти полезные статьи о современном мировом искусстве, современных художниках и поэтах. Из этих статей Вы познаете много интересного из мира искусства. Мы постарались описать основных деятелей искусства и рассказать очень многое об этом в данной категории.
Студенческие мизансцены и сейчас стоят передо мной как изваяния памяти, скульптуры юности, оставленные где-то на улицах Харькова, в уютных аудиториях его художественно-промышленного института. Да, Косарев прав: память, воображение и мечта - это уже скульптура, если их воплотить, «отрепетировать» на языке мизансцены.
Отношения актера, зрителя и режиссера взаимообусловлены, а само их отношение друг к другу зафиксировано в пластической пространственной форме. Поэтому истинный театрал - не только частый посетитель спектаклей. Он еще и как бы режиссер - организатор мизансцен, выразитель своих эстетических отношений к действительности, скульптор и архитектор, творец публичности образа.
Иванов писал: «Искусство идет навстречу народной душе. Из символа рождается миф. Символ - древнее достояние народа. Старый миф, естественно, оказывается родичем нового мифа. Живопись хочет фрески, зодчество - народного сборища, музыка - хора и драмы, драма - музыки, театр - слить в одном действии всю стекшуюся на празднество веселия соборную толпу». Как видим, образ вселенского театра окрашивался в религиозные тона. Коротко поиски всенародности у Иванова можно охарактеризовать как возрождение мистерии.
Именно человекосозидательная суть театра стала у Станиславского отправным пунктом его театральной системы. Театр Станиславского, как известно, строится на психологической аранжировке персонажей - героев драмы. Психологичность роли - не субъективное «чувствование», а реалистический метод отражения жизни на сцене. Метод чувственной достоверности строится на основе «физических действий», когда актер не играет, а действует, и переживание как бы учится у движения. Станиславский опирается на традицию, идущую от учения Сеченова, убедительно доказавшего, что весь комплекс переживаний человека базируется на переживании движения.
Конечно, городская площадь чересчур велика для сцены, но ее «уменьшает» огромный рождественский костер. Кроме того, автор фильма засыпает площадь снегом и «прорезает» узкие проходы в его полутораметровой шапке. Режиссер готовит место для театральной игры, ведь Феллини затеял очень сложное представление - лепить мизансцены памяти. Здесь все должно обрести упругую скульптурность, стать памятником детства. Режиссер великолепно справляется с этой задачей.
Главное в понимании фильма то, что все события, да и сами люди и их поступки есть лишь воспоминания, отражения памяти. Все они служат только для того, чтобы лепить и лепить мизансцены детства. Образы фильма не самоценны, они только часть потока сознания, часть мира воспоминаний. Но вместе с тем они и живые фрагменты реальной жизни автора. Автор бродит по городу со своими образами-скульптурами.
Теперь вы имеете дело с далью Вселенной, она вам новый Дом. Идите домой. Может, фильм чем-то помог вам.
Отдельно нужно поговорить о кукольном театре. В кукле исконная ипостась театра (скульптурность) возводится в единственное орудие общения.
Удивительные метаморфозы: сперва превращают живого актера в скульптуру - куклу, а затем «оживляют» ее.
Самая яркая и сама нужная человеку нить - это нить рассудка. Она - золотая, тогда как все остальные нити - железные, грубые. Нить рассудка является сразу и государственным законом. Вот вам и театрально-кукольное государство с людьми-марионетками, управляемыми богами. Правда, отношения между куклами и «кукловодами» не выявляются Платоном с должной ясностью. А. Ф. Лосев пишет, что «Платон называет каждого человека куклой, независимо от того, нужны ли богам эти куклы как игрушки или для какой-нибудь серьезной цели.
Когда народ хотел что-нибудь представить ярко, по скульптурному осязаемо, - в безмерной сути уродства, зла, добродетели или каких-либо других качеств, - народ обращался к кукле, иногда к кукле гигантской, чуть ли не в полсотни метров по высоте. Таковы, например, аллегорические куклы «империалистической гидры», куклы, изображающие страны Антанты в массовых театрализованных празднествах первых лет Октября.
Художник творит «страну идеала», универсальный мир искусства, выявляет духовность всего сущего в материале голо очерченной конструкции куклы.
Однако возможны ли на сцене образы всего сущего? Да, возможны. И если такие образы раньше были буквально однозначны (ими всегда выступали куклы божеств мистериального театра), то сейчас идеал человека Вселенной тоже возможен как в живом, так и в кукольном театре.
И, наоборот, такая театральная система, как японский театр Но, оперирует маской с явно фиксированным выражением. И что бы ни переживал актер (и кукла в других системах театра), пусть даже пчя-шет бешеный танец, лицо его бесстрастно холодно. Лик маски - это взгляд в постоянство, неизменность лица мира.
Режиссер может обобщать глобально, мерить время веками, вечностью, собирать на съемочную площадку толпы народа, а может и уходить в глубь минуты или секунды кино бытия, может входить в глубины объекта изображения, в его атомарную, клеточную ткань. Итак, кадр в кино - это некий предел, в который вписываются горизонты художественного мира. Кадр - мельчайшая клеточка киноорганизма, уже представляющая смыслообразную ткань кинофильма.
Несколько забегая вперед, ответим: насколько несут в себе проект строения Мира. Ведь архитектура всегда занималась миростроительством, а не являлась просто упаковкой, капсулой для жизнедеятельности человека.
Скульптурный ансамбль лишен обычной фронтальности, уже пьедестал встречает зрителя острием ребристых граней. На развитом основании постамента в спиралевидном движении расположены фигуры, символизирующие образы героев национально-освободительной борьбы, социалистической революции, мирного строительства первых лет пятилеток.
Художественное действо фрески как бы сдвигается на сцену земли и неба и творится по законам Вселенной. Образ вырастает до космических размеров, приобретает всеобщность, космизируется и монументализируется!