Автор: Ольга Свиридова | Категория: Искусство
Отношения актера, зрителя и режиссера взаимообусловлены, а само их отношение друг к другу зафиксировано в пластической пространственной форме. Поэтому истинный театрал - не только частый посетитель спектаклей. Он еще и как бы режиссер - организатор мизансцен, выразитель своих эстетических отношений к действительности, скульптор и архитектор, творец публичности образа.
Мы говорили пока о театре вообще, а в жизни самое публичное в театральном образе претерпевало целый ряд превращений.
Начнем хотя бы с мистерий, которые разыгрывались на площадях городов Западной Европы в XV-XVI веках. Площадь, если на нее взглянуть с высоты понимания современного театра, была местом игры как бы нескольких театральных трупп. Сюжеты, разные по времени действия, разыгрывались все сразу. Эта симультанность, одновременность и давала полноту, завершение («обрамление») каждому сюжету.
Становление театра как такового связано с нарушением симультанное. Введение сцены и рампы уже выделило из мизансцен на площади одну-единственную. «Путешествующий театр» наконец нашел свой дом - массивное театральное здание. Но как только он обрел его, так сразу же дом стал тесен вечному страннику. Некоторые новейшие театральные системы все чаще стали «вспоминать» образы площади, массовой публичности всенародных зрелищ.
О всенародности театра мечтали и просветители, и романтики. Особенно впечатляют программы театра первых лет Советской власти, театра, окрыленного революцией, когда всяческое дело мыслилось в огромных масштабах.
Однако нередко поиски всенародности в театре проектировались в архаических формах. Так, по мнению поэта-философа Вячеслава Иванова, искусство должно уподобиться мифу, разомкнуть свой мир в жизнь людей, стать всенародным.
← Профессионализация в театре | Мизансцена → |
---|