Автор: Ольга Свиридова | Категория: Искусство
Студенческие мизансцены и сейчас стоят передо мной как изваяния памяти, скульптуры юности, оставленные где-то на улицах Харькова, в уютных аудиториях его художественно-промышленного института. Да, Косарев прав: память, воображение и мечта - это уже скульптура, если их воплотить, «отрепетировать» на языке мизансцены.
Я на сцене. Что же прибавляется во мне? Что вообще нового дает рампа и что я вижу впереди себя? Если я на репетиции, то зал пуст, передо мной бесконечные ряды кресел - тесное пространство, занумерованное по горизонтали и по вертикали. Но появляются зрители - и появляется новое качество, которое можно назвать публичностью. Любое мое слово, поступок, жест становятся публичными - нужными всем. Они живут для всех, отражаются в каждом зрителе, игровой мир раздвигается.
Актер живет в подвижном мире публичности, где воображение (шире - мечта) является нитью, связывающей и актера, и зрителя, и героя. Управляет этой связью режиссер но он не был бы таковым, ели бы не был и актером, и зрителем, и героем одновременно. И не был бы скульптором...
Режиссер буквально - организатор. Если мы спросим: организатор чего? Ответ будет таков: мизансцены. Мизансцена - это пространственно выраженное сообщение, фрагмент текста, где мысль завершена и ясно понимаема зрителем в жесте, движении и чувстве. Мизансцена - язык театра. Мизансцена смотрится лучше с галерки, с птичьего полета, но, независимо от точки зрения у зрителя, художественный образ всегда начинается с общего и движется к частному, от восприятия актера внутри мизансцены к его внутреннему миру. В кино же, наоборот, образ формируется от частного к общему, и только в конце фильма возникает общая пространственная целостность режиссуры. Можно ведь и весь фильм интерпретировать как мизансцену.
Мизансцена - это такая структурная клеточка искусства, в которой жизнь отразилась в как бы «обрамленном» (термин эстетика Михаила Бахтина) виде.
← Отношения актера | Скульптура праздника и театр → |
---|