Автор: Ольга Свиридова | Категория: Искусство
Самая яркая и сама нужная человеку нить - это нить рассудка. Она - золотая, тогда как все остальные нити - железные, грубые. Нить рассудка является сразу и государственным законом. Вот вам и театрально-кукольное государство с людьми-марионетками, управляемыми богами. Правда, отношения между куклами и «кукловодами» не выявляются Платоном с должной ясностью. А. Ф. Лосев пишет, что «Платон называет каждого человека куклой, независимо от того, нужны ли богам эти куклы как игрушки или для какой-нибудь серьезной цели.
Для Платона в данном случае важно только то одно, что человек - кукла; а какое назначение подобных кукол - это его даже не интересует. Кто-то держит эти куклы за шнурки и нити, так что куклы эти совершают какие-то движения: а кто дергает, это даже и не важно».
Итак, жизнь здесь понимается как кукольная комедия. У Платона идеальное произведение искусства, то есть идеальный кукольный театр - это государство, его основной закон - рассудок. Экскурс в платоновский кукольный мир нам понадобился, чтобы показать, - этот театр не менее серьезен, чем любой самый важный и нужный людям вид искусства.
Театр кукол в его первоначальном «архитектурном» значении (здесь имеется в виду устройство сцены, расстановка персонажей и т. п.) является своеобразной моделью мироздания. Кукольный домик служил цели - дать модель (образ) мира. На сцене кукольного домика человек конструировал отношения близкого и Далекого, человека и божества, земли и неба. Этот домик ставят на телегу и возят по городским улицам, появляется он и на сельских праздниках. Кукольный театр был и мистериальным (играли драмы из жизни богов), и народным одновременно. Куклы всегда несли в себе заряд народного смеха, живой жизни площади.
Исследователи кукольного театра считают, что кукольное действо родилось как бы в трех колыбелях: оно возникло из игры детей, из желания сделать подвижным изображение божества и из обряда, масленичных и рождественских игр.
← Философия театра кукол | Удивительные метаморфозы → |
---|