Автор: Ольга Свиридова | Категория: Искусство
И, наоборот, такая театральная система, как японский театр Но, оперирует маской с явно фиксированным выражением. И что бы ни переживал актер (и кукла в других системах театра), пусть даже пчя-шет бешеный танец, лицо его бесстрастно холодно. Лик маски - это взгляд в постоянство, неизменность лица мира.
Так, театр - это или сиюминутная лепка живой пластики чувственной жизни, или вечный архетип этих чувств, а также вся переходная сфера между описанными крайностями. Пульчинелла «ожил» потому, что он как раз и является образом-скульптурой живого, чувственно подвижного мира, который при взгляде издалека (сравните театральные средства «очуждения» у Брехта или принцип «остранения» у Шкловского) неподвижен, стабилен и скульптурен, а при ближайшем рассмотрении текуч и переменчив.
Теперь уже появилась возможность поговорить о том, что общего содержится в строении произведений различных видов искусств, чем близки искусства в плане их структуры, способности изображать, лепить, строить и вообще отображать реальность. Чтобы не усложнять проблему, переведем ее на язык самого близкого читателю искусства - кино. Допустим, что монтаж (соединение кадров)- не только основная образная операция кинематографического произведения, а и всех известных нам искусств (именно так создавал свою теорию «монтажа аттракционов» С. Эйзенштейн). Такая операция открывает дорогу для широких обобщений и вместе с тем дает надежный прием анализа.
Оговоримся сразу, понятие «кадр в кино» не нужно путать с кадриком киноленты. Кадр - это единица монтажа, то есть мельчайшая часть художественного целого, смысловая и выразительная единица. Она может состоять из одного кадрика киноленты, может из сотни или тысячи кадриков.
← Кадры в кино | Универсальный мир искусства → |
---|