Автор: Мария Новикова | Категория: Искусство
Специфический колорит локальных, широких живописных масс порождает эффект светящейся живописи, самоговорящей стихии природы. Человек здесь не «входит» в мир картины, а как бы участвует в спектакле. Можно сказать, что автор создал новый тип живописи - синтетическое театрально-натюрмортное действо предметного мира.
После рационалистических конструкций «живописного театра» у Акопяна от картины «Цветущая ветвь» Александра Ацманчука веет чем-то родным и близким. Вспомним хотя бы ту же «Ветку» у Иванова. Эти работы очень близки по духу, хотя и выполнены в разных стилистических манерах. И тут, и там за веткой стоит образ Родины: и в далеких горизонтах итальянского пейзажа, и в декоративной силуэтности контуров современного истолкования Киммерии (древнего Крыма) - родины Ацманчука. Светоносные равнины как бы улеглись в ритмике движений ветки - символа цветения.
На высоком уровне обобщения строит картину «Война» Александр Лопухов. Вагон с отправляющимися на фронт молодыми солдатами - это весь мир народа войны, дверь вагона - обрамление архитектуры этого мира, рама зияющей бездны, всенародного горя. Лица слабо индивидуализированы. Это тоже своеобразный прием обобщения. Однако картину нельзя рассматривать лишь как реквием. В ней звучат и жизнеутверждающие мотивы - народного единства, молодости, предвосхищения Победы. (Не случайно чуть позже у художника появляется полотно, специально посвященное теме Победы). Заслон товарного вагона-белая полоска свежевыструганного дерева - граница прошлого и настоящего, свежая борозда памяти. Особую символику приобретают в картине руки солдат.
«Хроника победной весны» (художник Г. Ващенко, 1984 г.) представляет собой своеобразный репортаж в красках. Как и на картине А. Лопухова, во всю ширь холста изображен проем двери. Но что же это за дверь? Без петель, без обрамления стен. Вернулся солдат с фронта, распахнул двери родного дома, а за ними - холмы, долины, поля, милая сердцу земля родины. Как видим, здесь обобщение достигается не живописными, а, скорее, публицистическими средствами.
← Картина-хроника, репортаж, картина-баллада, поэма | Мир предметов → |
---|