Автор: Ольга Свиридова | Категория: Искусство
Режиссер может обобщать глобально, мерить время веками, вечностью, собирать на съемочную площадку толпы народа, а может и уходить в глубь минуты или секунды кино бытия, может входить в глубины объекта изображения, в его атомарную, клеточную ткань. Итак, кадр в кино - это некий предел, в который вписываются горизонты художественного мира. Кадр - мельчайшая клеточка киноорганизма, уже представляющая смыслообразную ткань кинофильма.
Кадр можно назвать «душой» фильма. Обнаружив фрагмент старой киноленты, киноведы зачастую уже могут судить о всем произведении, больше того - о времени его создания, стиле и т. п.
Аналогично кадру в кино другие виды искусства также содержат в своей структуре такие же «кирпичики» атомы. Разобьем такой «кирпичик» на две половинки - и уже нет кадра, а есть только его половинки, каждая из которых сама по себе не имеет ничего общего с произведением. А сложим половинки вместе - получим клеточку-«кирпичик» здания произведения искусства. В литературе, например, функцию кадра выполняет слово, в театре кадриком образной ткани спектакля является мизансцена.
Уловить общие закономерности монтажа в искусстве нам опять помогут примеры. Обратимся к живописи. Отметим сразу, что в пространственных искусствах «кирпичики» монтажа обнаружить сложнее. Таковыми не являются отнюдь ни линии в рисунке, ни пятна в живописи или объемы в архитектуре. «Кирпичик» - всегда нечто большее, чем просто формальный элемент. Мы это и попытаемся сейчас показать. Главное в формировании монтажа - будь то кинематограф, живопись или архитектура, - что монтаж создается посредством образа в пространстве и времени восприятия зрителя.
Москва. Музей им. А. С. Пушкина. Зал, где висят три работы Рембрандта, не очень удачен для экспозиции (бесценным сокровищам, наверное, вообще трудно найти достойное окружение). «Портрет старушки». Коричневый холст. Краски тянут к себе, влекут внутрь картины. Однако образ старухи во всей его целостности и конкретности рождается в восприятии зрителя не сразу.
← Первое впечатление | Искусство монтажа → |
---|