Автор: Евгения Кныш | Категория: Искусство
Важно, что эти две тенденции, два механизма художественного монтажа не суть два принципа, работающие по своим правилам, а два механизма одного и того же процесса монтажа кадров художественного мира. Конечно, не стоит труда доказать, что любые реконструкции условны и по-своему ограничены. Условность во многом объясняется тем, что любая исследовательская модель, реконструируя беспрерывную динамику эстетических отношений, делает это все-таки с помощью остановки этой динамики. Однако такая интерпретация помогает наметить перспективу формирования художественного мира.
Отметим составляющие этого формирования. Художественная реальность формируется как бы на «входе» и «выходе» в изобразительный мир произведения и мир объективной реальности. Монтаж кадров художественного мира диалектичен: он предполагает «возврат» к прошедшему, т. е. влияние нового монтажного кадра на предыдущий.
Художественный образ произведения многомерен в том смысле, что существует во многих реальностях - мире слова, картины, мире зрителя и читателя. Образ возникает в результате монтажа кадров - элементов произведения искусства. Монтажу подвластны и время, и пространство. Монтаж, как считал С. Эйзенштейн, - начало образности.
«Мы живем на планете, именуемой земным шаром. Есть что-то радостное и в этой истине: земля - шар. И она летит...» - так писал Ефим Вихрев - писатель и искусствовед первых лет Октября. Только что появившийся на земле новый, социалистический мир хорошо чувствовал свою «взлетность» (слово Сергея Эйзенштейна). В людях пробудилось чувство полета, ликования и радости за свою землю и свои дела на этой земле. Взлетность мысли, чувств, общественного настроения. Архитектура мыслилась как ансамбль из ажурных балок и пластин - архитектура прозрачного и светлого мира будущего (самый удачный пример - башня III Интернационала, спроектированная В. Татлиным).
← Художник и зритель | Пространство и время → |
---|