Автор: Елена Салтыкова | Категория: Искусство
Художник ставит свое детище в атмосферу публичности - в дневнике, записной книжке и прочее. Порой такое публичное оглашение идеала стоит даже выше по своей гражданской активности, концентрированное художественной мысли, чем само художественное произведение, которое так и «не дорастает» до уже сформулированного идеала. Порой весь творческий путь становится движением к идеалу, выраженному так публицистически бескомпромиссно.
Подчас образ, который складывается в воображении художника, вообще нельзя изобразить на полотне, а вот описать словами все-таки удается. Эти муки творчества хорошо описали Э. Делакруа, Н. Ге, Ван Гог и другие. Иногда бывает и так: художник находит публицистический ключ к выражению «невыразимого» - и достигает небывалых высот художественности. Особенно интенсивно сочетание публицистичности и художественности выражается в литературном творчестве. Соединение идеологической остроты изображения и многоплановости отображения реальности характерно для творчества Тараса Шевченко. Обратимся к его поэме «Сон».
Поэт претендует на универсально-мировой охват реальности и видит коренные основания жизни глобально. Дух мирового зла вселяется в конкретные лица, увиденные в эпическом масштабе - широко и как бы с птичьего полета. Так и напрашивается театральная интерпретация поэмы, нет, скорее это монументальная живопись. В небольшом по размеру вступлении Шевченко пишет грандиозные фрески. Это даже не роспись, миру произведения тесно на стенах, образы вообще выходят за пределы произведения. Читатель уже видит героев поэмы так, словно это живые люди. Но тут автор использует прием - иронию и обращает панораму режущих глаза противоречий в видения подвыпившего гуляки. Обращая миры, художник и поэт открывает новые (субъективные) пласты изображенного мира, открывает возможность эстетического отвлечения, дистанции для глубоких раздумий.
← Безжалостный реализм | Диалектика взаимосвязи видов искусств → |
---|