Автор: Евгения Кныш | Категория: Искусство
Наверное, по ней неудобно идти, может быть, скользко и грязно. И все-таки такая «ущербная» и неудобная улица по сравнению с первым монтажным блоком есть уже качественно иное пространство. Оно уже дает направление, перспективу выхода, какие-то ориентиры.
Возникает вопрос: что же лежит в основе монтажа кадров-слов? Откуда зритель набирает все возрастающую скорость движения от кадра к кадру? Чтобы ответить на него, нужно узнать, как происходит сам монтаж. Конечно, это не простое последовательное следование одного смысла слова за другим, все гораздо сложнее. Связь слов здесь - целый узел отображений художественного и реального мира. Переход от слова к слову совершается путем выхода читателя из словесной реальности в объективный мир. Так смысл слова «ночь» наполняется именно читательскими ассоциациями ночи, которые возникли отнюдь не только на словесном материале.
Покидая мир слова и погружаясь во все другие миры, читатель опять попадает в мир уже другого слова, следующего за первым. Но это «возвращение» - не челночное хождение туда-сюда, а движение вполне диалектичное, подразумевающее возвращение и к исходному началу, первому слову, которое начинает ток динамики читательского монтажа. То есть мы наблюдаем следующую картину: каждый последующий кадр влияет на первый. Движение от кадра к кадру реализуется и по прямой, и как бы кругами. Это даже целый круговорот движений, вихрь, словесный танец...
Эстетические отношения слов-кадров в нашей строчке реализуются, говоря языком кибернетики, как бы прямой и обратной связью, причем прямая связь исчерпывается обыкновенным силлогизмом (умозаключением, когда из двух посылок делается вывод), в предложении слово просто продолжает понятийный смысл другого.
Но вот в ход вступает обратная связь. Каждый следующий во времени монтажный блок «ждет» «указаний» и коррекции первого блока, а тот в свою очередь испытывает влияние каждого последующего и таким образом формирует свой смысл.
← Эстетические отношения слов-кадров | Грамматический смысл → |
---|