Автор: Евгения Кныш | Категория: Искусство
В следующий приезд я снова поспешил в музей. Рембрандт-неудержимо тянул в свой зал. Хотя и прошло несколько лет, картины висели по-прежнему, ничего не изменилось. И с какой же радостью вновь увидел на стуле возле батареи отопления ту же самую старуху-смотрительницу. Так же неуклюже из ее кармана торчал платок. Она по-прежнему дремала, а проснувшись, повторяла: Не трогайте руками картины!
Яркие блики на полу и стекле в этот раз не мешали. Старуха Рембрандта «не спала», в отличие от служительницы музея. Впервые заметил резко прочерченные художником складки возле глаз, которые делали лицо добрым и приветливым.
Да извинит читатель, может быть, уж слишком подробно пришлось описывать столь незначительные факты, вспоминать не всегда нужные для анализа произведения искусства детали. Но в данном случае все эти «излишки» оправдывают себя тем, что помогают показать целостную ситуацию жизни художественного образа, его «открытость» во все сферы эстетического сознания зрителя, из которых и складывается в конечном счете восприятие произведения искусства. Такие «детали», как служители музея или световые блики, конечно же, влияют своим присутствием и своей ситуативной необходимостью.
Картины остаются в памяти не в стекле и не в раме, а в жизненной ситуации их прочтения, буквально врастают в жизнь зрителя, становятся его личной судьбой, его биографией.
Мы пытались показать конкретную, хотя и не лишенную субъективного видения, ситуацию эстетического восприятия как бы через «помехи», мешающие сразу и без усилий войти в пространство картины Рембрандта. Специфика же этого пространства такова, что оно не так легко контактирует с окружающей средой. Вхождение в мир картины Рембрандта опосредствуется содержательной стороной «помех». На образ старухи в раме картины достаточно сильно влиял в данном случае соотнесенный с ним во внутреннем плане зрителя образ старухи - смотрительницы музея.
← Контакт рембрандтовского мира | Первое впечатление → |
---|