Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Искусство и жизнь

Автор: Евгения Кныш | Категория: Искусство

Исконная способность искусства - давать образ «начала», звать к полету и во всяческом «окончании» видеть опять-таки «начало». Начало начал - вот самая краткая формула искусства. Сперва это кажется совсем непонятным, не укладывается в рамки обыденного рассудка.

Разовьем эту мысль дальше. Примеры с началом, да и само определение искусства через образ начала и модель земного круга служат лишь для того, чтобы обосновать чрезвычайно важную и нужную для понимания искусства диалектику художественного процесса. Мы говорим о диалектике творческого акта как со стороны художника, так и зрителя. Мы все время сталкивались с ней, теперь пришло время поговорить о диалектике специально. Поэтому дадим одну из центральных мыслей ленинского определения диалектики.
«Диалектика есть учение о том, как могут быть и как бывают (как становятся) тождественными противоположности...» Заметьте, - «как могут быть и как бывают». Это очень важно. Если мы хотим разобраться в движении, становлении и развитии явления, то необходимо определить условия соединения противоположностей, то есть выявить, как могут быть одним и тем же «начало» и «конец». Если перенести это положение на мир искусства, - то как становятся «тождественными» (творцами художественной реальности) художник и зритель.
Что же такое встреча художника и зрителя? Как реализуется их общение?
Любой акт восприятия произведения, созданного тысячелетия назад или сегодня, есть общение, беседа, разговор. О чем? О мире, о человеке в этом мире, хотя, конечно, поэт или художник могут говорить о чем угодно. Выпишем эти слова: Мир, Человек, Начало, Общение. Их достаточно, чтобы разговор об искусстве был не пустым и не праздным.
Общение не просто коммуникация, разговор. Самое важное состоит в том, что собеседники обязательно нуждаются друг в друге. Эту зависимость хорошо выразил молодой К. Маркс, который считал, что бытие человека «вместе с тем оказывается его собственным бытием для другого человека, бытием этого другого человека и бытием последнего для первого».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Этнография как творческий принцип фольклорного искусства

Имея в виду это постоянное, предельно напряженное стяжение и сжатие…

Привилегия детства

В чем привилегия детства? В широте, бесконечности и всеохватное…

Музыканты-профессионалы

Каким бы высоким авторитетом (скажем, Балакирева или…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…