Автор: Ибрагим Солнцев | Категория: Культура
Иное дело, когда речь должна идти о действительно нерасчленимом, синкретическом единстве, каким является, к примеру, традиционный обрядовый хоровод. Слово и напев, обрядовое действо и танцевальное движение образуют в нем неразрывное целое. Строго говоря, объект изучения в данном случае выступает перед нами не как комплекс составляющих, а как целостный организм.
На компоненты распадается он лишь в результате комплексного подхода, в процессе разноаспектного, разно-дисциплинарного изучения. Конечно, по просьбе собирателя народные мастера могут пересказать сюжет и припомнить слова хороводной песни, напеть без слов ее основную мелодию, показать и от комментировать танцевальный шаг или изложить сценарный план обряда, в который данный хоровод включается. Но почти всегда это будет для них определенным насилием над собой и песней. Тот, кто пытался добиться при записи хороводной песни хорошего качества фонограммы и с этой целью приковывал исполнителей к микрофону, неизбежно замечал существенную потерю в естественности и художественной ценности звучания, особенно если исполнителей заставляли петь сидя, чтобы избежать непроизвольного включения их в танцевальное движение.
← Народное искусство как целостный объект | Изучение фольклора → |
---|