Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Знаменательный разговор

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Но, может быть, гораздо важнее другое: праздничная одержимость и бесовство, охватившее весь город, привели к бесчисленным жертвам, к пролитию безвинной крови, которое всегда считалось в народе оскорблением, поруганием Матери-земли. Знаменательный разговор со странницей пересказывает, словно духовную стихиру поет, Марья-хромоножка: «Богородица что есть, как мнишь?» - «Великая мать, отвечаю, упование рода человеческого». - «Так, говорит, Богородица - великая мать сыра земля есть, и великая в том для человека заключается радость.

И всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть; а как напоишь слезами своими под собой землю на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой, говорит, горести твоей больше не будет, таково, говорит, есть пророчество» . Этот диалог выражает стойкие народные представления, в которых понятия и образы, идущие из глубокой древности, тесно сплелись с исконно христианским преданием. Виновный в пролитии крови, в убийстве человека должен был прежде всего просить прощения у праматери всех людей - земли-Богородицы, и рассеивающие вокруг смуту, вражду и смерть «бесы», под новолетие слетевшиеся в «наш город», пользуются всяким кануном, еще не наступившим праздником, или попразднованием, отданием праздника, чтобы плести свои сети, злой сговор, вершить сатанинский соблазн, убийство невинных.
Так, восемь дней спустя после «рокового воскресенья», в ночь отдания праздника Крестовоздвижения, Николай Ставрогин (еще одним оттенком окрашивается этимология его имени: ставрос - крест) на мосту бросает Федьке Каторжному деньги - залог за убийство жены. Так, в канун Покрова открывается и бушует главный праздник - «благотворительный» бал в пользу гувернанток, чтобы ночью вспыхнуть пожаром в Заречье и к утру сникнуть, стихнуть под покровом мелкого дождя, падающего на пепелище, угрюмую, покрытую осенней слякотью землю, «склониться» под Покров Богоматери.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Переломные моменты в жизни общества

По мере эволюции народной жизни и культуры оно расширялось,…

Фотография и кинолента

Полтора часа просмотра киноленты создают художественную реальность,…

Философия изящных искусств

С именем Карла Филиппа Морица в Просвещении связан хотя и не…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…