Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Великие тексты

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Боборыкин ругал «Бесприданницу» яростно. У остальных же сквозила интонация снисхождения, уважающего заслуги драматурга в прошлом, но мало чего ждущего от него в настоящем, понимание-де которого от Островского безнадежно скрыто. Не отказывая пьесе в некоторых достоинствах, критики постоянно делали характерные оговорки: «Бесприданница» - «широко задуманная бытовая картина», но многое в ней «лишь намечено» ; лица - живые и правдивые, хотя «очерчены не бог весть как ярко», и т. п.

Нравственную же суть пьесы оценивали так: «Драма Островского, говоря банальным выражением, задевает одну из самых жгучих ран . . . печальной современности. В драме нарисована простая, но глубоко верная картина того бесстыдного и холодного бессердечия, которое сделалось чуть ли не основной чертой текущего прогресса во всех общественных слоях». Причина этого бессердечия - «поклонение золотому тельцу» , ведущее к «продаже лучших человеческих чувств» ".
Впрочем, и это было тут же подвергнуто сомнению, а драматург обвинен в «одностороннем пессимизме». «Что за жалкие и грязные люди!» - восклицал рецензент «Голоса». Его возмутила «мрачная, безотрадная картина», «картина повальной дрянности, тряпичности, беспринципности и трусости», а еще пуще авторское «презрение к своим действующим лицам, забрасывание их грязью, ненароком попадающей и в зрителя», и он явно предпочитал видеть картину более смягченную и высветленную. «Да где же их взять - эти светлые стороны, - когда самая жизнь их не имеет?» - вступил в спор критик газеты «Нувеллист».
Через всю разноголосицу суждений о «Бесприданнице» проходит в той или иной вариации одна общая мысль - пьеса «прекрасно задумана», но «неудачно исполнена». Островский явно не оправдал ожиданий публики и критики. Впрочем, чего же от него ждали? Какой «замысел» увидели? И с какими мерками подступились к пьесе?

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Заслуги Плеханова

Одним из следствий такого преувеличения явилось растворение…

Визуальная динамика художественного образа

Художественное действо фрески как бы сдвигается на сцену земли и неба…

Восприятия и изображения действительности

Следовательно, фольклорная эпичность и эпизация, понятая как поле…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…