Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Однако дата, на которой так серьезно настаивает автор «Бесов», невольно заставляет думать и о другом, расширительно-всеообщем смысле хронологического рубежа между августом и сентябрем: ведь для выражения общественно-политических умозаключений тот или иной месяц принципиального значения не имел, между тем в образно-содержательной структуре романа избранный момент - время от начала сентября до начала октября (от воскресенья до понедельника) - крайне существен.
Это в самом деле ново-летие, которым кончается старое и начинается новое, настоящее время. Рубеж отделяет прошлое от сегодняшнего, пережитое от того, что предстоит пережить. Весь роман построен на сопоставлении и борьбе поколений, уходящего («старичков») и нового (молодежи). Не без полемики с тургеневскими «Отцами и детьми» соперничают Степан и Петр Верховенские, спешат подладиться к тому, что полагают «прогрессивным» и губернаторша, и генеральша, и писатель Кармазинов. Смена лет, новолетие, сегодня, отделившее, отбросившее вчера от завтра, незримой вехой космического круговорота времен отчеркнуло дату начала романа массовым съездом слетевшихся в одно место его «одержимых» героев, выделило его первое праздничное событие - воскресенье в начале сентября.
Если допустить, что действие первой части «Бесов» следует хронологии 1869 г., то по календарю оно падает на 12-е число. Это знаменательный день - день отдания первого большого праздника нового года - Рождества Богородицы, за которым следуют важнейшие посвященные ей ежегодные праздники (Введение во храм, Покров) в сентябре и октябре. Богородичной темой отмечены главные моменты повествования: церковная служба, после которой останавливает и побуждает Варвару Петровну Ставрогину взять ее с собой Марья-хромоножка, - праздничная. Богородичная, в тот же день является в город и сам «князь», Николай Ставрогин; Федькой Каторжным ограблена старинная деревянная церковь Рождества Богородицы, достопримечательность «нашего города»; бессмысленное кощунство - мышка, пущенная за разбитое стекло киота, - совершено над иконой Богоматери; старец Тихон, к которому посылает Ставрогина Иван Шатов, проживает на покое в Богородицком монастыре.
← Знаменательный разговор | Литературные реминисценции → |
---|