Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Оставляя в стороне эту крайность и возвращаясь в век прошлый, отметим, что обозначенная тенденция отчетливо прослеживается в русском театре, в частности ее в известной мере можно обнаружить в творчестве Александра Николаевича Островского.
Премьера «Бесприданницы» в Москве и Петербурге в ноябре 1878 г., а затем публикация пьесы в январской книжке «Отечественных записок» вызвали волну всевозможных откликов. Рецензент «Русского мира» уверял, что в критике произведений Островского «подобного разногласия мы давно не видели». Стоит, однако, заметить, что полюсами этого «разногласия» были отнюдь не хвала и хула. Амплитуда оценок «Бесприданницы» оказалась уже: с одной стороны, заявления о невиданном провале, о том, что пьеса «не была освистана потому только, что у нас не свищут», с другой - весьма умеренные голоса, пытающиеся урезонить хулителей, убедить, что не так уж вопиюще бездарна новая пьеса знаменитого драматурга, хотя «не бог весть что» и, конечно, уж «не принадлежит к числу лучших вещей Островского».
Крайнюю позицию занял П. Д. Боборыкин, поместив через десять дней после московской премьеры уничтожающую статью в «Русских ведомостях». Совсем незадолго до этого в двух номерах журнала «Слово» печаталась его пространная статья, по сути отрицающая сколько-нибудь серьезное значение Островского для современного драматического искусства. Новая пьеса не разубедила критика: «Года шли, публика развивалась, потребности ее росли, а наш драматург почти не двигался с места и продолжал повторять зады», «перестал наблюдать что следует и как следует»;>. Анализируя «Бесприданницу», Боборыкин делает о пьесе и ее авторе следующее заключение: «в его последней драме все мотивы и положения - стары, взяты из его репертуара» и не могут представлять никакого интереса «для современного развитого зрителя».
← Великие тексты | Судьба русской женщины в пьесе и на сцене → |
---|