Автор: Максим Коноплев | Категория: Культура
С именем Карла Филиппа Морица в Просвещении связан хотя и не свободный от противоречий, но все же несомненный отход от принципов эстетики воздействия. С этим отходом от постулата воздействия искусства на чувства реципиентов и происходит тот поворот - иногда называемый переломом - в ориентации эстетики искусства, с которого начиналась веймарская классика.
Это было обращением к художественному произведению и обоснованием эстетики как философии искусства или, точнее, как сказано у Гегеля, философии изящных искусств.
Понятие философия искусства восходит к Шеллингу, который в 1802-1803 гг. читал в Вене лекции на эту тему, опубликованные лишь в 1859 г. Он пытался переакцентировать внимание своих слушателей с воздействия произведения на читателей на само художественное произведение, анализ которого и должен был обнаружить, какими средствами художнику удается овладевать людьми, очищать их души, возбуждать их интересы. Для Шеллинга важно анализировать и интерпретировать художественное произведение как причину, порождающую воздействие, а не судить о произведении по оказываемому им воздействию.
← Отход от риторики | Тезис о природном основании искусства → |
---|