Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Матери-земли

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Бесовское наваждение, безумие темных, злых сил, искажающие и уродующие любые формы человеческой радости и веселья, словно мутный поток, обтекают большие традиционные праздники. Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Покров - это даты календаря, к которым подступают и за которыми следуют те или иные вспышки адского веселья, сами же праздники возвышаются в общем хронологическом движении неприкосновенными вершинами.

Они как бы пропущены в «бесовском» календаре, отсутствуют среди дней, заполненных омрачающей суетой. Зато малые даты календарных церковных праздников, так сказать, извращаются в свою противоположность, становятся праздниками-оборотнями: в день прославления иконы Мирож-ской Божьей матери она оскверняется, в день памяти собора святых подвижников Киево-Печерской лавры собираются заговорщики «у наших», чтобы обречь на смерть Шатова.
Хронология романа получает не только линейное, но и пространственно-объемное выражение: меры и сроки как бы взяты из разных точек отсчета, каждая из которых углубляет перспективу. Текучий бег времени схвачен живыми скрепами памяти в каждом моменте вечной изменчивости разноречивых показаний - сиюминутных, отдаленно-исторических, вселенских, космических. Мгновенность реакции на злобу дня соотносит преходящее с неизменным, временное со временем. Образ праздника оказывается в двойном плену: движение современных литературно-художественных идей, неотделимое от реальной борьбы общественных политических сил России и Европы как история «смутного переломного времени», предписывает празднику свои, неумолимые условия, и он бьется и корчится в жестоких объятиях хронологии перед лицом иных сроков, иной - космической историй. Циклическая неизменность «вечных повторений», вовлеченных в вечную изменчивость, как бы движет человеческое существование по великой спирали из прошлого в будущее.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Клубная художественная самодеятельность

Немудрено, что после подобных экстраполяций, поддерживаемых…

Мысли Н. З. Чавчавадзе

А это потребовало от них особых изысканий, уже выходящих за границы…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…