Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Бесовское наваждение, безумие темных, злых сил, искажающие и уродующие любые формы человеческой радости и веселья, словно мутный поток, обтекают большие традиционные праздники. Рождество Богородицы, Крестовоздвижение, Покров - это даты календаря, к которым подступают и за которыми следуют те или иные вспышки адского веселья, сами же праздники возвышаются в общем хронологическом движении неприкосновенными вершинами.
Они как бы пропущены в «бесовском» календаре, отсутствуют среди дней, заполненных омрачающей суетой. Зато малые даты календарных церковных праздников, так сказать, извращаются в свою противоположность, становятся праздниками-оборотнями: в день прославления иконы Мирож-ской Божьей матери она оскверняется, в день памяти собора святых подвижников Киево-Печерской лавры собираются заговорщики «у наших», чтобы обречь на смерть Шатова.
Хронология романа получает не только линейное, но и пространственно-объемное выражение: меры и сроки как бы взяты из разных точек отсчета, каждая из которых углубляет перспективу. Текучий бег времени схвачен живыми скрепами памяти в каждом моменте вечной изменчивости разноречивых показаний - сиюминутных, отдаленно-исторических, вселенских, космических. Мгновенность реакции на злобу дня соотносит преходящее с неизменным, временное со временем. Образ праздника оказывается в двойном плену: движение современных литературно-художественных идей, неотделимое от реальной борьбы общественных политических сил России и Европы как история «смутного переломного времени», предписывает празднику свои, неумолимые условия, и он бьется и корчится в жестоких объятиях хронологии перед лицом иных сроков, иной - космической историй. Циклическая неизменность «вечных повторений», вовлеченных в вечную изменчивость, как бы движет человеческое существование по великой спирали из прошлого в будущее.
← Судьба русской женщины в пьесе и на сцене | Знаменательный разговор → |
---|