Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Судьба русской женщины в пьесе и на сцене

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

В1878 г. Александр Николаевич Островский написал драму «Бесприданница». «Это будет сороковое мое оригинальное произведение», - объяснял он друзьям ту длительность - около четырех лет, - с которой пьесу вынашивал, и ту тщательность, с которой ее отделывал. У «Бесприданницы» странная судьба: интерес к ней возрастал по мере удаления от даты ее рождения. Из средней, вполне заурядной пьесы - так восприняли ее при первом появлении - она со временем стала общепризнанным шедевром.

Мы привыкли говорить, что творение искусства проходит проверку временем. Но и само время держит ответ перед художественным произведением, испытывается мерой его постижения. Если художественное произведение - зеркало жизни, то важны не только объективная картина, в ней отобразившаяся, не только ракурс, избранный художником, но не менее важно и то, что же сами современники увидели в этом зеркале.
«Великие тексты обладают способностью возрастать в своем духовном богатстве, как бы вбирая в себя все новые и новые вопросы человечества» , -пишет современный ученый. История «Бесприданницы» с момента ее создания и до конца века обнаруживает некоторые «вопросы», волновавшие русское общество на протяжении двух десятилетий.
Среди множества процессов, совершавшихся в искусстве второй половины прошлого столетия, выделим один, для нас в данном случае важный. Это изменение концепции судьбы человека, постепенная эволюция взгляда на отношения индивидуума и среды. Она заключается в том, что со временем наряду с объяснением жизни человека средой, которой он принадлежит, возникает все более пристальный интерес к его внутреннему миру, самобытному и независимому, к его психологии, не только обусловливаемой средой, но и проистекающей из его личных, индивидуальных свойств.
К концу столетия, а еще пуще в начале нового эта тенденция обратится в своего рода собственную крайность. И на смену старой детерминированности средой придет новая, не менее жесткая детерминированность судьбой.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Фольклор как народная мудрость

Фольклор как народная мудрость - это коллективное сознание, еще не…

Художественное бессилие

В одних случаях, когда искусство, подобно жизни, вовлекает нас в…

Система духовной культуры

Эта многоликость художественного продукта не перечеркивает вместе с…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…