Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
В1878 г. Александр Николаевич Островский написал драму «Бесприданница». «Это будет сороковое мое оригинальное произведение», - объяснял он друзьям ту длительность - около четырех лет, - с которой пьесу вынашивал, и ту тщательность, с которой ее отделывал. У «Бесприданницы» странная судьба: интерес к ней возрастал по мере удаления от даты ее рождения. Из средней, вполне заурядной пьесы - так восприняли ее при первом появлении - она со временем стала общепризнанным шедевром.
Мы привыкли говорить, что творение искусства проходит проверку временем. Но и само время держит ответ перед художественным произведением, испытывается мерой его постижения. Если художественное произведение - зеркало жизни, то важны не только объективная картина, в ней отобразившаяся, не только ракурс, избранный художником, но не менее важно и то, что же сами современники увидели в этом зеркале.
«Великие тексты обладают способностью возрастать в своем духовном богатстве, как бы вбирая в себя все новые и новые вопросы человечества» , -пишет современный ученый. История «Бесприданницы» с момента ее создания и до конца века обнаруживает некоторые «вопросы», волновавшие русское общество на протяжении двух десятилетий.
Среди множества процессов, совершавшихся в искусстве второй половины прошлого столетия, выделим один, для нас в данном случае важный. Это изменение концепции судьбы человека, постепенная эволюция взгляда на отношения индивидуума и среды. Она заключается в том, что со временем наряду с объяснением жизни человека средой, которой он принадлежит, возникает все более пристальный интерес к его внутреннему миру, самобытному и независимому, к его психологии, не только обусловливаемой средой, но и проистекающей из его личных, индивидуальных свойств.
К концу столетия, а еще пуще в начале нового эта тенденция обратится в своего рода собственную крайность. И на смену старой детерминированности средой придет новая, не менее жесткая детерминированность судьбой.
← Идеал Герцена | Матери-земли → |
---|