Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века
Но, пожалуй, главное, что предрешило судьбу «Бесприданницы», - это отношение современников к ее героине. И те, кто ругал пьесу, и те, кто ее защищал, оказались одинаково далеки от понимания этой фигуры, от проникновения в авторский замысел.
Кто такая Лариса? Образованна она или нет? Глубокая натура или пустенькая? Чиста или испорчена средой? Достойна ли симпатии и сострадания? Подобными вопросами задавались критики и отвечали на них вразнобой. Под пером рецензентов Лариса все время меняла облик, приобретая подчас взаимоисключающие черты. То она барышня, «от природы несколько мечтательная, сентиментальная» , то «разбитная девушка, воспитанная чуть ли не в цыганском таборе» . Если одни находят в Ларисе «не испорченную в корне натуру» и даже, тревожа тень Добролюбова, решительно объявляют ее «светлым лучом среди окружающего ее разврата и распущенности» , то другие готовы видеть в ней девушку, которая жаждет «продаться первому встречному за возможно дорогую цену» .
Лишь немногие разглядели в Ларисе «кусочек более чистого неба», «зачатки лучших стремлений, более чистых желаний» . Большинство же было склонно «видеть в Ларисе недалекую романтическую мещаночку, весьма способную прельщаться „сильными мужчинами", „героями" в мещанском смысле этого слова» .
Рецензент «Нувеллиста», один из тех, кто встал на защиту «Бесприданницы», дошел, однако, в своей защите до курьеза: он свел всю беду Ларисы и ей подобных девушек всего навсего к. .. невежеству! «Необразованные, неразвитые, едва знающие грамоте, при посредстве которой они успевают только раздражить свое воображение чтением романов низменного сорта, не имея определенных средств к жизни, не находя в окружающих людях никакой нравственной поддержки, никаких руководящих начал, эти бедные создания легко делаются жертвами досужих негодяев, умеющих увлечь их неизбалованное воображение, направить на ложный путь таящиеся в них инстинкты преданной самоотверженной любви». Вывод следовал такой: драматург «требует для них света знания и образования, которые помогли бы им сделаться полезными гражданками, дали оружие для борьбы с негодяями вроде Паратова» .
← Рецензент «Нувеллиста» | Героиня новой драмы и коллизия → |
---|