Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Отыскивая старые «прототипы» новых героев

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Но, пожалуй, главное, что предрешило судьбу «Бесприданницы», - это отношение современников к ее героине. И те, кто ругал пьесу, и те, кто ее защищал, оказались одинаково далеки от понимания этой фигуры, от проникновения в авторский замысел.

Кто такая Лариса? Образованна она или нет? Глубокая натура или пустенькая? Чиста или испорчена средой? Достойна ли симпатии и сострадания? Подобными вопросами задавались критики и отвечали на них вразнобой. Под пером рецензентов Лариса все время меняла облик, приобретая подчас взаимоисключающие черты. То она барышня, «от природы несколько мечтательная, сентиментальная» , то «разбитная девушка, воспитанная чуть ли не в цыганском таборе» . Если одни находят в Ларисе «не испорченную в корне натуру» и даже, тревожа тень Добролюбова, решительно объявляют ее «светлым лучом среди окружающего ее разврата и распущенности» , то другие готовы видеть в ней девушку, которая жаждет «продаться первому встречному за возможно дорогую цену» .
Лишь немногие разглядели в Ларисе «кусочек более чистого неба», «зачатки лучших стремлений, более чистых желаний» . Большинство же было склонно «видеть в Ларисе недалекую романтическую мещаночку, весьма способную прельщаться „сильными мужчинами", „героями" в мещанском смысле этого слова» .
Рецензент «Нувеллиста», один из тех, кто встал на защиту «Бесприданницы», дошел, однако, в своей защите до курьеза: он свел всю беду Ларисы и ей подобных девушек всего навсего к. .. невежеству! «Необразованные, неразвитые, едва знающие грамоте, при посредстве которой они успевают только раздражить свое воображение чтением романов низменного сорта, не имея определенных средств к жизни, не находя в окружающих людях никакой нравственной поддержки, никаких руководящих начал, эти бедные создания легко делаются жертвами досужих негодяев, умеющих увлечь их неизбалованное воображение, направить на ложный путь таящиеся в них инстинкты преданной самоотверженной любви». Вывод следовал такой: драматург «требует для них света знания и образования, которые помогли бы им сделаться полезными гражданками, дали оружие для борьбы с негодяями вроде Паратова» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Искусство монтажа

И, наоборот, такая театральная система, как японский театр Но,…

Художественный быт

Как долго нам предстоит довольствоваться комбинированием методов…

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…