Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Отыскивая старые «прототипы» новых героев

Автор: Иван Коса | Категория: Культура XIX века

Но, пожалуй, главное, что предрешило судьбу «Бесприданницы», - это отношение современников к ее героине. И те, кто ругал пьесу, и те, кто ее защищал, оказались одинаково далеки от понимания этой фигуры, от проникновения в авторский замысел.

Кто такая Лариса? Образованна она или нет? Глубокая натура или пустенькая? Чиста или испорчена средой? Достойна ли симпатии и сострадания? Подобными вопросами задавались критики и отвечали на них вразнобой. Под пером рецензентов Лариса все время меняла облик, приобретая подчас взаимоисключающие черты. То она барышня, «от природы несколько мечтательная, сентиментальная» , то «разбитная девушка, воспитанная чуть ли не в цыганском таборе» . Если одни находят в Ларисе «не испорченную в корне натуру» и даже, тревожа тень Добролюбова, решительно объявляют ее «светлым лучом среди окружающего ее разврата и распущенности» , то другие готовы видеть в ней девушку, которая жаждет «продаться первому встречному за возможно дорогую цену» .
Лишь немногие разглядели в Ларисе «кусочек более чистого неба», «зачатки лучших стремлений, более чистых желаний» . Большинство же было склонно «видеть в Ларисе недалекую романтическую мещаночку, весьма способную прельщаться „сильными мужчинами", „героями" в мещанском смысле этого слова» .
Рецензент «Нувеллиста», один из тех, кто встал на защиту «Бесприданницы», дошел, однако, в своей защите до курьеза: он свел всю беду Ларисы и ей подобных девушек всего навсего к. .. невежеству! «Необразованные, неразвитые, едва знающие грамоте, при посредстве которой они успевают только раздражить свое воображение чтением романов низменного сорта, не имея определенных средств к жизни, не находя в окружающих людях никакой нравственной поддержки, никаких руководящих начал, эти бедные создания легко делаются жертвами досужих негодяев, умеющих увлечь их неизбалованное воображение, направить на ложный путь таящиеся в них инстинкты преданной самоотверженной любви». Вывод следовал такой: драматург «требует для них света знания и образования, которые помогли бы им сделаться полезными гражданками, дали оружие для борьбы с негодяями вроде Паратова» .

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Мир предметов

Так между вещами начинает струиться жизнь мира, всегда создается…

Музыкальный фольклор и традиционно-академическое творчество

Разумеется, авторитет композиторов-профессионалов достаточно высок в…

Глобальные процессы динамики культуры

На относительность дилеммы и подвижность соотношения в культуре…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…