Автор: Екатерина Храмова | Категория: Культура
Обобщая, можно сказать, что в Западной и Центральной Европе около 1770 г. из различных видов искусства сложилась самостоятельная идеологическая сфера надстройки. Конечно, нужно иметь в виду различную степень их оформленности в каждом отдельном случае. Это опять-таки определялось неравномерностью перехода от феодализма к капитализму в отдельных странах.
В Голландии и Англии становление анонимного художественного и литературного рынка происходило по существу в послереволюционных условиях, во Франции же - на пути к буржуазной революции. Что касается Германии, то в ней сформировалась литературная общественность, не имеющая соответствующего политического коррелята. Откуда взяться, - писали Маркс и Энгельс, политической концентрации в стране, где для этого отсутствовали какие-либо экономические условия? Бессилие любой отдельной сферы жизни (нельзя говорить ни о сословиях, ни о классах, а самое большее лишь о бывших и не рожденных классах) не позволяло ни одной из них завоевать исключительное господство. Это были условия, в которых формировался веймарский классицизм, представлявший собой литературу, существующую в условиях до возникновения политической общественности.
← Убеждение Лессинга | Ренессанс и важнейшие выводы → |
---|