Автор: Иван Малышев | Категория: Культура
Разумеется, все советские исследователи отвергают натуралистические и идеалистические концепции, распространенные в буржуазной культурологии, и опираются на методологию исторического материализма. И все исходят, как пишет, например, В. М. Межуев, из того, что мир культуры - это мир человека, от начала и до конца создаваемый им самим.
Не вызывает разногласий и мнение, что не весь мир человека обнимается культурой. Спорят же прежде всего о том, что именно в созданном людьми над природном мире есть культура. Для отбора наиболее результативных ответов на этот вопрос обратимся к марксистскому методологическому принципу определяющего воздействия общественной практики на все стороны и области жизни людей.
Обычно, говоря об общественной практике, следует иметь в виду не только обработку природы людьми, по выражению Маркса и Энгельса, но и обработку людей людьми. Отсюда следует, что общественную практику необходимо рассматривать во взаимосвязи и взаимопроникновении двух сторон, которые в указанных выше работах условно обозначены как предметная и личностная. Первая нацелена на создание и развитие обществом своего предметного мира и на собственное развитие; вторая представляет собой стихийное и организованное становление и развитие человека как личности.
← Исторический опыт | Методологическое значение → |
---|