Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Восток в русской музыке

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Восток в русской музыке XIX в. никогда не выступает началом чуждым, враждебным русскому миру, даже в «Китеже», где «злы татарове» - орудие промысла, а не зло само в себе, а тем более в «Князе Игоре», где тема кочевья, степи дана «на равных» с русской - по мысли Асафьева, как сопоставление двух культур, двух мировоззрений.

У Римского-Корсакова мир Востока от «Антара» до «Золотого петушка» имеет часто персидско-арабское сказочное освещение с соответствующим многоцветным, нарядным спектром музыкальных приемов. Балакирев и Мусоргский слышат восточное жестче, аскетичнее: у первого (в «Исламее», в «Песне Селима») запечатлен непреклонный дух мусульманства; у второго (в «Царе Сауле», народных сценах «Саламбо», «Поражении Сеннахериба») создается образ русско-библейского Востока, заметно отличающийся от эффектного, но условного, «классицистического» библейского Востока в «Юдифи» Серова.

Мусоргский, количественно меньше писавший о Востоке, чем другие кучкисты (все упомянутые выше произведения относятся к его молодым годам), оставил непревзойденный музыкальный символ восточного в русском искусстве - «Пляску персидок» из «Хованщины». В драме она звучит накануне убийства князя Ивана Хованского, которое есть начало всеобщей погибели, ухода из жизни всех героев. Именно в этот предсмертный час возникает видение далекой страны, пронизанное печалью воспоминание о солнце и воле. Едва ли не та же «память о солнце» звучит в песнях Шемаханской царицы в последней опере Римского-Корсакова. Накануне смерти Мусоргский писал Стасову о замысле сюиты для оркестра с арфами и фортепиано: «Программа ее от болгарских берегов, через Черное море, Кавказ, Каспий, Ферган. до Бирмы» - это маршрут, характерный в большой мере для всей русской музыки .

Пример автора «Бориса Годунова», начавшего с «Марша Шамиля» (1857) и уходящего из жизни с мечтой о «Фергане и Бирме», показывает, что восточная тема в отечественной музыке возникала на иных основаниях, нежели западноевропейский «ориентализм»: русские художники мыслили «Восток» многоликим, конкретным - и в то же время идеальным, устремлялись к воссоединению с ним - и любили его непохожесть на «цивилизованный» мир. В сущности, путь на Восток для русского искусства XIX в. был путем к первичному единству мира и потому в конечном счете - путем к России.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Общие закономерности

Подобный подход, безусловно, имеет существенные достоинства главным…

Производные характеристики фольклора

Производные характеристики фольклора, являющиеся продуктом более или…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…