Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

По воспоминанию Лядова

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Поистине русская музыкальная классика XIX в. - это тонкий, тончайший, почти невидимый в пространствах огромной страны слой творцов и ценителей. Но в этом слое создавалось искусство, соразмерное бескрайности российских пространств, создавалось без надежды быть скоро услышанным всеми, но с мыслью не о «публике», а о всей России.

В 1904 г., на закате жизни, Балакирев, вступив в спор с музыкальным критиком С. К. Буличем о значении петровских реформ в истории России и отвечая на тезис оппонента «без реформ мы не имели бы ни Пушкина, ни Глинки», выразил мысль, что без реформ Пушкин и Лермонтов были бы еще более «капитальными» художниками; относительно же Глинки, продолжал Балакирев, «у Пушкина был крупный предшественник - Державин, какого у Глинки не было, почему я и ставлю его выше Пушкина»".

Оспорить это высказывание Балакирева не составляет особого труда: оставляя в стороне проблему Пушкина, который, разумеется, не мог состояться без петровских реформ (и в прямом, и в переносном смысле), можно указать, что в 1860-1870-х годах кучкисты были порой склонны недооценивать искусство прошлых столетий, как русское, так и зарубежное (черта, которую Римский-Корсаков впоследствии жестко, но небезосновательно назвал «нашим передовым мракобесием»); что отечественной музыкой доглинкинской эпохи, включая А. Н. Верстовского и всю московскую школу, они мало интересовались (хотя, несомненно, эта эпоха была им хорошо знакома: интонационный склад ее был воспринят поколением кучкистов непосредственно в детстве и юности - ив светском и в церковном наклонении; впоследствии Балакирев и Римский-Корсаков, служившие в Придворной капелле, превосходно изучили хоровые жанры предшествующего периода). Современные исследователи музыки XVIII столетия опровергли принятую в XIX в. трактовку этого культурного пласта как только подражательного, лишенного национальных корней: выявили ряд крупных мастеров, обозначили последнюю треть века как период сложения композиторской школы и т. д.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Творчество Л. Н. Толстого

Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого…

Главные духовные принципы

Искусство тем не менее выступило сферой, где созрели и воплотились…

Эстетика Бури

Чтобы осуществить эту цель, должен быть создан новый тип…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…