Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

По воспоминанию Лядова

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

Поистине русская музыкальная классика XIX в. - это тонкий, тончайший, почти невидимый в пространствах огромной страны слой творцов и ценителей. Но в этом слое создавалось искусство, соразмерное бескрайности российских пространств, создавалось без надежды быть скоро услышанным всеми, но с мыслью не о «публике», а о всей России.

В 1904 г., на закате жизни, Балакирев, вступив в спор с музыкальным критиком С. К. Буличем о значении петровских реформ в истории России и отвечая на тезис оппонента «без реформ мы не имели бы ни Пушкина, ни Глинки», выразил мысль, что без реформ Пушкин и Лермонтов были бы еще более «капитальными» художниками; относительно же Глинки, продолжал Балакирев, «у Пушкина был крупный предшественник - Державин, какого у Глинки не было, почему я и ставлю его выше Пушкина»".

Оспорить это высказывание Балакирева не составляет особого труда: оставляя в стороне проблему Пушкина, который, разумеется, не мог состояться без петровских реформ (и в прямом, и в переносном смысле), можно указать, что в 1860-1870-х годах кучкисты были порой склонны недооценивать искусство прошлых столетий, как русское, так и зарубежное (черта, которую Римский-Корсаков впоследствии жестко, но небезосновательно назвал «нашим передовым мракобесием»); что отечественной музыкой доглинкинской эпохи, включая А. Н. Верстовского и всю московскую школу, они мало интересовались (хотя, несомненно, эта эпоха была им хорошо знакома: интонационный склад ее был воспринят поколением кучкистов непосредственно в детстве и юности - ив светском и в церковном наклонении; впоследствии Балакирев и Римский-Корсаков, служившие в Придворной капелле, превосходно изучили хоровые жанры предшествующего периода). Современные исследователи музыки XVIII столетия опровергли принятую в XIX в. трактовку этого культурного пласта как только подражательного, лишенного национальных корней: выявили ряд крупных мастеров, обозначили последнюю треть века как период сложения композиторской школы и т. д.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разработка эстетического понятия искусства

Возросшему общественному значению искусства соответствовало…

Бытовое искусство

Фольклорное искусство является бытовым художеством; и совершенно…

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…