Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Поистине русская музыкальная классика XIX века

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

И все же по очень крупному счету мысль Балакирева верна: русская музыка не имела своего Державина, и Глинка - первый отечественный музыкальный классик, ибо он первым «перевел разрозненные элементы (народного музыкального языка, в том числе адаптированные профессиональной музыкой XVIII столетия. - М. Р.) в новую высшую стадию музыкального сознания».

В таком смысле место Глинки в истории русской духовности рядом с Пушкиным и Александром Ивановым, и все большие русские музыканты последующей эпохи относились к Глинке так, как литераторы - к Пушкину, а живописцы - к Иванову: как к своему источнику. Верно и то, что Глинке, грубо говоря, пришлось труднее, чем Пушкину, и здесь же - причина особых трудностей музыки второй половины столетия и корень особых ее достижений.

Можно утверждать, что для профессиональной музыки результатом петровских реформ явился разрыв с традицией более глубокий, чем в иных искусствах (за исключением, вероятно, архитектуры): музыке пришлось сменить и язык, и даже свою материю. Известно, что главные музыкальные преобразования петровской и последующих эпох связаны с внедрением инструментального начала в самом широком понимании - не только западноевропейских инструментов и соответствующего репертуара, но и инструментальных принципов мышления.

До того многовековое развитие русской народной и профессиональной музыки происходило почти исключительно в сфере вокально-хоровой, и инструментализм играл здесь ограниченную роль (придворные увеселения, сопровождение скоморошьих представлений, пастушьи сигналы и т. д.).

Высшие духовно-интеллектуальные достижения музыкальной культуры русского средневековья были связаны с монодическими (одноголосными) жанрами - большой знаменный и демественный роспевы в профессиональном искусстве, былины и протяжные песни в народном.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Искусство монтажа

И, наоборот, такая театральная система, как японский театр Но,…

Повышенная экспрессия жизни

Повышенная экспрессия жизни, присущая народному переживанию красоты и…

Символ или символизация

С помощью символа предпринимается попытка всеобъемлющего философского…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…