Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
И все же по очень крупному счету мысль Балакирева верна: русская музыка не имела своего Державина, и Глинка - первый отечественный музыкальный классик, ибо он первым «перевел разрозненные элементы (народного музыкального языка, в том числе адаптированные профессиональной музыкой XVIII столетия. - М. Р.) в новую высшую стадию музыкального сознания».
В таком смысле место Глинки в истории русской духовности рядом с Пушкиным и Александром Ивановым, и все большие русские музыканты последующей эпохи относились к Глинке так, как литераторы - к Пушкину, а живописцы - к Иванову: как к своему источнику. Верно и то, что Глинке, грубо говоря, пришлось труднее, чем Пушкину, и здесь же - причина особых трудностей музыки второй половины столетия и корень особых ее достижений.
Можно утверждать, что для профессиональной музыки результатом петровских реформ явился разрыв с традицией более глубокий, чем в иных искусствах (за исключением, вероятно, архитектуры): музыке пришлось сменить и язык, и даже свою материю. Известно, что главные музыкальные преобразования петровской и последующих эпох связаны с внедрением инструментального начала в самом широком понимании - не только западноевропейских инструментов и соответствующего репертуара, но и инструментальных принципов мышления.
До того многовековое развитие русской народной и профессиональной музыки происходило почти исключительно в сфере вокально-хоровой, и инструментализм играл здесь ограниченную роль (придворные увеселения, сопровождение скоморошьих представлений, пастушьи сигналы и т. д.).
Высшие духовно-интеллектуальные достижения музыкальной культуры русского средневековья были связаны с монодическими (одноголосными) жанрами - большой знаменный и демественный роспевы в профессиональном искусстве, былины и протяжные песни в народном.
← Служившие в Придворной капелле | По воспоминанию Лядова → |
---|