Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Поистине русская музыкальная классика XIX века

Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века

И все же по очень крупному счету мысль Балакирева верна: русская музыка не имела своего Державина, и Глинка - первый отечественный музыкальный классик, ибо он первым «перевел разрозненные элементы (народного музыкального языка, в том числе адаптированные профессиональной музыкой XVIII столетия. - М. Р.) в новую высшую стадию музыкального сознания».

В таком смысле место Глинки в истории русской духовности рядом с Пушкиным и Александром Ивановым, и все большие русские музыканты последующей эпохи относились к Глинке так, как литераторы - к Пушкину, а живописцы - к Иванову: как к своему источнику. Верно и то, что Глинке, грубо говоря, пришлось труднее, чем Пушкину, и здесь же - причина особых трудностей музыки второй половины столетия и корень особых ее достижений.

Можно утверждать, что для профессиональной музыки результатом петровских реформ явился разрыв с традицией более глубокий, чем в иных искусствах (за исключением, вероятно, архитектуры): музыке пришлось сменить и язык, и даже свою материю. Известно, что главные музыкальные преобразования петровской и последующих эпох связаны с внедрением инструментального начала в самом широком понимании - не только западноевропейских инструментов и соответствующего репертуара, но и инструментальных принципов мышления.

До того многовековое развитие русской народной и профессиональной музыки происходило почти исключительно в сфере вокально-хоровой, и инструментализм играл здесь ограниченную роль (придворные увеселения, сопровождение скоморошьих представлений, пастушьи сигналы и т. д.).

Высшие духовно-интеллектуальные достижения музыкальной культуры русского средневековья были связаны с монодическими (одноголосными) жанрами - большой знаменный и демественный роспевы в профессиональном искусстве, былины и протяжные песни в народном.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Художественная реальность фильма

Да это и есть театр, театр вещей (людей), пантомима инструментов.…

Целостно-человеческое духовное содержание

Некоторые из культурологических подходов, использовавшихся Иоффе,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…