Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Конечно, сказанное не отрицает, с одной стороны, значения XVIII в. для культуры России, а с другой - не означает, что после петровских реформ все связи с прошлым были прерваны. Во-первых, если говорить о композиторском творчестве, то, едва овладев западноевропейским профессионализмом, русские музыканты предпринимали попытки «возвращения».
Во-вторых (и, это конечно, главное), существовал безмерно широкий, неисчерпаемо богатый пласт народного искусства, в котором сохранялось наследие всех предшествующих эпох, начиная буквально с доисторической. В некоторых областях огромной страны новые веяния долгое время поглощались очень сильной местной традицией, а потому исконные формы народного музыкального творчества здесь сохранялись в наиболее чистом виде - таковы Русский Север и Сибирь.
Прямая пересадка иноземных форм быта, мышления, искусства сознательно отвергалась старообрядчеством. Его роль в общественной жизни России в течение XVIII - XIX столетий как будто невелика, всячески ограниченная правительственными законами и предписаниями, однако недаром со старообрядчеством так или иначе связаны все крупные народные движения двух столетий, недаром к его опыту обращались едва ли не все значительные мыслители эпохи крестьянской реформы; можно с полным основанием утверждать, что вне этого духовного опыта в отечественной музыке не состоялись бы ни «Китеж», ни «Хованщина».
← Русский Север и Сибирь | Служившие в Придворной капелле → |
---|