Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

География русского музыкального Востока

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

В прямой связи с историческим и эпическим ощущением Родины, окруженной сопредельными ей землями, развивается в отечественной музыке тема стихии - природной и народной. Романтическая тема кратковременности личного существования перед лицом «равнодушной природы» если и знакома русской музыке, то в достаточно скромных масштабах. Народное искусство, которое мыслилось всеми русскими музыкантами как идеальный прообраз, не знает обособления «я» от «стихии», «личное» и «природное» предстают здесь слитно.

«Стиль музыки природы... тесно сближался с образами народно-поэтического устного творчества и русской мифологии, сохраняя всецело музыке присущую интонационную изобразительность»; «русская музыка отражала природу родного края в непосредственной близости языку и образам народа». Поэтому в русской музыке XIX в. нет «вообще природы», как нет «вообще народа»: через эти образы раскрывается, из них складывается образ России.

Этим предопределялось многообразие художественных истолкований природных мотивов. Асафьев чутко связал его со своеобразием климата России (в пушкинском осмыслении естественнонаучного понятия: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии...» "): «Русская музыка услышала особенную живописность переливов, переводов одного времени года в другое». Русская природа знает множество промежуточных, переходных состояний - от зимы к весне и лету, затем к осени и снова к зиме, от дня к ночи и обратно.

Все это запечатлевал русский музыкальный пейзаж. Отсюда, например, столь разные музыкальные вёсны, как элегический «Жаворонок» Глинки и «Песня жаворонка» Чайковского, проводы масленицы в «Снегурочке», «Весенние воды» Рахманинова; столь разные осени, как «Октябрь» из «Времен года» Чайковского, «осенняя сказочка» «Кащей» Римского-Корсакова и «Осень» из балета Глазунова.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Движение Бури и натиска

Во всяком случае, переход от манеры к стилю, который осуществил Гете…

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Процессы обогащения и шлифовка выразительных приемов

Возобновляя в истории свою роль актуального вида искусства, и музыка,…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…