Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

География русского музыкального Востока

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

В прямой связи с историческим и эпическим ощущением Родины, окруженной сопредельными ей землями, развивается в отечественной музыке тема стихии - природной и народной. Романтическая тема кратковременности личного существования перед лицом «равнодушной природы» если и знакома русской музыке, то в достаточно скромных масштабах. Народное искусство, которое мыслилось всеми русскими музыкантами как идеальный прообраз, не знает обособления «я» от «стихии», «личное» и «природное» предстают здесь слитно.

«Стиль музыки природы... тесно сближался с образами народно-поэтического устного творчества и русской мифологии, сохраняя всецело музыке присущую интонационную изобразительность»; «русская музыка отражала природу родного края в непосредственной близости языку и образам народа». Поэтому в русской музыке XIX в. нет «вообще природы», как нет «вообще народа»: через эти образы раскрывается, из них складывается образ России.

Этим предопределялось многообразие художественных истолкований природных мотивов. Асафьев чутко связал его со своеобразием климата России (в пушкинском осмыслении естественнонаучного понятия: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии...» "): «Русская музыка услышала особенную живописность переливов, переводов одного времени года в другое». Русская природа знает множество промежуточных, переходных состояний - от зимы к весне и лету, затем к осени и снова к зиме, от дня к ночи и обратно.

Все это запечатлевал русский музыкальный пейзаж. Отсюда, например, столь разные музыкальные вёсны, как элегический «Жаворонок» Глинки и «Песня жаворонка» Чайковского, проводы масленицы в «Снегурочке», «Весенние воды» Рахманинова; столь разные осени, как «Октябрь» из «Времен года» Чайковского, «осенняя сказочка» «Кащей» Римского-Корсакова и «Осень» из балета Глазунова.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Эстетический способ бытия

Гегель определяет прекрасное как чувственную видимость идеи. Он…

Современная философская мысль

По самим своим онтологическим свойствам он плохо соответствует…

Кульминационный момент фольклора

Приходится признать, что категория произведение искусства…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…