Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
География русского музыкального Востока охватывала близкий Кавказ и далекие Индию и Палестину. Иногда «восточные мотивы» имели источником личные впечатления: так, великолепная подлинность «Исламея» - результат путешествия Балакирева по Кавказу; некоторые «экзотические» образы Римского-Корсакова, возможно, имеют в основе виденное и слышанное им в молодости во время кругосветного путешествия на клипере «Алмаз». Русские композиторы записывали восточные мелодии у народных музыкантов, у путешественников, изучали фольклорные сборники.
Но особенно существенным было постоянное присутствие Востока в русской жизни, не только в общественно-политической и художественной жизни России XIX в., но и в самых глубинных проявлениях отечественной духовности, там, где «восточное» неотделимо от «славянского» и «русского».
Образы Библии входили в сознание всякого русского человека с первых лет жизни; музыка, которую он слышал в храме, имела в основе своей, пусть сильно затемненный, византийский прообраз; стих о царевиче Иоасафе - Гаутаме Будде пели нищие на ярмарках; в древнеписьменных сказаниях и изустно передаваемых легендах говорилось о «стране блаженных рахма-нов» и «заповедном Беловодье» - Индии и Тибете; в летописях, былинах, исторических песнях жила память о степных восточных народах, воевавших с древнерусскими князьями и заключавших союзы с ними, память о татаро-монгольском нашествии.
← Восток в русской музыке | Корсаковская «Млада» → |
---|