Автор: Артем Хлыстунов | Категория: Культура XIX века
Наш путь по необходимости должен быть иным, а задача несравненно скромнее: попытаться подойти к ответу на главный вопрос, опираясь на наблюдения, накопленные в музыковедении и других областях искусствопредставит зрелище гораздо более печальное, чем все остальные искусства.
Музыкальное дело наше которое стоит теперь так высоко, как никогда прежде, в то же время стоит и так низко, как еще никогда прежде не стояло» И далее Стасов пишет о полной неготовности общественной среды к восприятию новых музыкальных идей, о тормозящей роли правительственных учреждений, о нелепости музыкального воспитания, даваемого молодому поколению, о поголовном музыкальном дилетантизме публики и критики.
Порукой тому, что Стасов не сгущал краски, рисуя пропасть между композиторами «новой школы» и слушателями, а также подавляющей частью профессиональной среды («музыкальной братии»), может служить хотя бы письмо Римского-Корсакова того же периода, где, отвечая на вопрос Владимира Васильевича: «Отчего это „наши" новые. .. все-таки не могут добиться до такого же успеха не то что в Европе, а даже у себя дома, как Вагнер и Мейербер?» - композитор дает трезвый анализ ситуации: «У русской новой школы и сторонников мало, да и врагов немного, хотя, как и следует, больше; а это потому, что в нашем способном к музыке отечестве потребность и понимание развиты мало.
Вот у немцев иное дело; им только подавай театры, концерты, оратории в церквах, музыкальные празднества, Лидер-тафели и др. . .. Оттого всякий автор и всякое музыкальное направление находят там себе достаточно сторонников, чтобы поддерживать дело. .. .А попробовал бы он Вагнер у нас!»
По воспоминанию Лядова, Стасов часто повторял в последние годы жизни: «Ох, братцы, мало нас, голубчики, немножко!»
← По воспоминанию Лядова | Идя к явлениям музыки из кругозоров русской жизни → |
---|