Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

«Жаворонок» Глинки

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Асафьев выделил в отечественной музыке линию «пейзажей-настроений» - «лирического раскрытия длящегося, как песня, состояния природы».

Здесь открытия композиторов несомненно соприкасались как с устремлениями живописцев от А. К. Саврасова и Ф. В. Васильева до И. И. Левитана и мастеров «Союза русских художников», так и с тютчевско-фетовской линией философского пейзажа в поэзии. Кроме пейзажей-настроений, психологических пейзажей, характерных для камерных, камерно-вокальных, симфонических жанров (особенно для русских симфонических Andante) и наиболее многообразно представленных в творчестве Чайковского, в музыке имелись такие достижения, как пейзаж исторический, пейзаж сказочно-мифологический.

К первому роду принадлежат многие страницы «Садко» и «Псковитянки», «Рассвет на Москва-реке» и вступление к последнему действию «Хованщины», историческое слышно в симфонических картинах Бородина и Глазунова; ко второму - фрагменты всех мифологически-сказочных опер Римского-Корсакова, симфонические пьесы А. К. Лядова.

Однако у Лядова сказочно-древнее и сиюминутное, только что увиденное в природе нераздельны - это следующий за Римским-Корсако-вым шаг в музыкальном запечатлении сил природы как одухотворенных, воплощенных существ.

Быть может, здесь Лядов продолжил не только Корсакова, но и Мусоргского. У Мусоргского немного музыки собственно о природе, что сразу заметно при сравнении с любым иным русским композитором, но то, что связано у него с этой образной сферой, - кратчайшие мимолетные пейзажи в «Песнях и плясках смерти» и «Без солнца», в некоторых романсах, в «Картинках с выставки», симфонические фрагменты «Хованщины» и «Сорочинской ярмарки» - доказывает его невероятную восприимчивость к голосам природы.

Подобно Римскому-Корсако-ву и Лядову, Мусоргский слышал в природе особый мир, но не язычески-мифологический или народно-сказочный, а скорее тютчевский «мир таинственный, мир духов»: об этом говорят призрачность, загадочность финала «Без солнца», голоса «стенающей твари» в «Ночи на Лысой горе».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Фольклорные явления

Зато существенно возрастает роль словесных описаний, всегда имевших…

Кульминационный момент фольклора

Приходится признать, что категория произведение искусства…

Революция в искусстве

Отвлечься, чтобы глубже осознать и объективнее охватить жизнь этого…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…