Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Упомянутая выше Е. Линева

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Упомянутая выше Е. Линева, рассказывая о случаях исполнения молодежью старинных песен, отмечает, что песни эти уже изменены - в них нет «того эпического спокойствия, того искусства в разработке подголосков.

Пестрые впечатления, заносимые от города, несомненно отражаются на народном искусстве, мешают тому сосредоточенному творчеству среди природы, которое создало лучшие образцы народной поэзии и музыки» ,в. Музыкальным знамением времени в деревне (и в городе также) стала частушка - жанр, вызывавший неприязненное отношение у кучкистов, как и у многих других ревнителей национального самосознания.

Будущее показало, что в таком отношении к новым проявлениям народного творчества они были несправедливы: этому старинному по происхождению жанру предстояло стать зеркалом важных явлений народной жизни в последующую эпоху и он оказался способным вместить в себя очень глубокое содержание. В большой мере это относится и к нарождавшемуся тогда слою городского фольклора - рабочей («фабричной», как ее обозначали в старых сборниках) песне.

Итак, образ народного искусства в целом в эту эпоху - образ «отчалившей Руси». По-иному обстояло дело в другой вовлекавшей все сословия музыкальной сфере - церковной музыке. Здесь вторая половина XIX в. была, с одной стороны, периодом застоя и упадка, а с другой - периодом подземного прорастания новых идей, нового музыкального образа русского православия.

Сильно упрощая вопрос, можно сказать, что столетие тому назад в стенах большинства городских храмов (исключая монастырские, особенно принадлежавшие монастырям с богатым историческим прошлым) звучало примерно то же самое, что можно услышать, например, в московских храмах сегодня. Разумеется, репертуар был обширнее, разнообразнее, исполнительские составы совершеннее, но принципиального расхождения с собственным слуховым опытом в этой области мы бы, вероятно, не заметили.

Основу повседневного обихода составляли обычно указами Синода предписанные обработки традиционных песнопений, выполненные директорами и учителями Придворной капеллы, в сочетании со свободными композициями того же круга авторов, а также местные варианты основных служебных песнопений.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Автономность художественного произведения

Классическая эстетика, провозгласившая автономность художественного…

Импрессионистическое художественное видение

Публикуя свои лирические идеограммы, Г. Аполлинер видит в них…

Правильное соотнесение частичных знаний

Психологический подход может быть результативным также только при…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…