Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Упомянутая выше Е. Линева

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

Упомянутая выше Е. Линева, рассказывая о случаях исполнения молодежью старинных песен, отмечает, что песни эти уже изменены - в них нет «того эпического спокойствия, того искусства в разработке подголосков.

Пестрые впечатления, заносимые от города, несомненно отражаются на народном искусстве, мешают тому сосредоточенному творчеству среди природы, которое создало лучшие образцы народной поэзии и музыки» ,в. Музыкальным знамением времени в деревне (и в городе также) стала частушка - жанр, вызывавший неприязненное отношение у кучкистов, как и у многих других ревнителей национального самосознания.

Будущее показало, что в таком отношении к новым проявлениям народного творчества они были несправедливы: этому старинному по происхождению жанру предстояло стать зеркалом важных явлений народной жизни в последующую эпоху и он оказался способным вместить в себя очень глубокое содержание. В большой мере это относится и к нарождавшемуся тогда слою городского фольклора - рабочей («фабричной», как ее обозначали в старых сборниках) песне.

Итак, образ народного искусства в целом в эту эпоху - образ «отчалившей Руси». По-иному обстояло дело в другой вовлекавшей все сословия музыкальной сфере - церковной музыке. Здесь вторая половина XIX в. была, с одной стороны, периодом застоя и упадка, а с другой - периодом подземного прорастания новых идей, нового музыкального образа русского православия.

Сильно упрощая вопрос, можно сказать, что столетие тому назад в стенах большинства городских храмов (исключая монастырские, особенно принадлежавшие монастырям с богатым историческим прошлым) звучало примерно то же самое, что можно услышать, например, в московских храмах сегодня. Разумеется, репертуар был обширнее, разнообразнее, исполнительские составы совершеннее, но принципиального расхождения с собственным слуховым опытом в этой области мы бы, вероятно, не заметили.

Основу повседневного обихода составляли обычно указами Синода предписанные обработки традиционных песнопений, выполненные директорами и учителями Придворной капеллы, в сочетании со свободными композициями того же круга авторов, а также местные варианты основных служебных песнопений.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Европоцентризм и академическая теория музыки

Будучи европейской по происхождению, академическая теория музыки…

Масштабы измерений образа

A. Фадеева, уже упомянутые фильмы А. Довженко, такие монументальные…

Понимание мира в древности

Никого не смущала ни множественность начал мира, ни то, что вместо…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…