Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
По-видимому, подобные процессы имеют непосредственное отношение к проблематике «картины мира» - они запечатлевают ее в динамике, которая в данный период была в «неиндивидуальном» творчестве столь же яркой, как и в «индивидуальном». Чтобы в должной мере оценить глубину и значение совершавшихся перемен, надо вспомнить, что крестьянская и городская музыкальные традиции, несущие, несомненно, общие национальные черты, - все-таки разные системы художественного мышления и их выразительные средства часто противоположны.
Например, крестьянская песенность синкретична, поэтические формы возникают в ней одновременно с музыкальными, их раздельное существование в большинстве случаев невозможно. Раздельность проявлялась в «сказовых» жанрах, где слово ценилось особенно высоко, так что талантливый исполнитель избирал или наследовал несколько «погласиц», на которые распевал все известные ему тексты, и в некоторых обрядово-календарных жанрах, где интонация имела строгую приуроченность не к словам, а к точке календарного круга; в других жанрах возможно было лишь частичное - медленное, растянутое во времени, обусловленное личными вкусами исполнителя или особенностями местной традиции - изменение отдельных фрагментов текста; напев менялся при этом с еще большей исторической постепенностью, а ключевые его интонации отличались особой устойчивостью. В городской традиции, напротив, в высшей степени распространена «подтекстовка»: распевание новых слов на бытующие мелодии или музыкальное переоформление старых слов. Крестьянская песня имеет строго ладовую - собственно мелодическую, линеарную - основу, для нее характерны разномерные формы стиха, свободная музыкальная строфика, широкие внутрислоговые распевы.
Городская песня строится на гомофонно-гармоническом фундаменте, «квадратной», равномерной строфике, силлабо-тоническом стихе. Столкновение этих двух систем - столкновение разных мироощущений, разных исторических формаций и даже разных способов мышления о мире. Аполлон Григорьев был, конечно, прав, утверждая, что связь с почвой не прерывается образованием: «городское» не могло отменить «деревенское», собственно почвенное, и здесь, как в профессиональном творчестве, шел процесс переинтонирования новых образцов вплоть до полной их ассимиляции. Потери и искажения при этом, однако, были неизбежны, необратимы и велики.
← Упомянутая выше Е. Линева | Б. Асафьев → |
---|