Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Сильно упрощая вопрос

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

В лучшем случае стиль капеллы мог быть представлен гармонизациями старых роспевов последователя Д. С. Бортнян-ского Петра Турчанинова, изданными в 1830-х годах («Древнее простое церковное пение разных напевов»), в худшем - работами Николая Бахме-тева (1860-1870-е годы), которые Е. Левашов, имея в виду их эмоциональную окраску, удачно сравнивает с «жестоким романсом» в светском музицировании. В праздничных службах исполнялись иногда концертные композиции Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, А. Ф. Львова и других авторов предшествующей эпохи.

К концу XIX столетия, когда была подорвана издательская монополия Придворной капеллы, в церковный репертуар влилось много новых произведений разных авторов, преимущественно хоровых регентов или духовных лиц, в том числе быстро завоевавших популярность, звучащих до сегодняшнего дня. Однако в целом все это шло в одном, заданном еще XVIII столетием русле: сочетание «простого напева» с «вольными излияниями» на религиозную тему, и чтобы вернуть музыку русской церкви к самой себе, потребовалась истинная революция, осуществленная С. В. Смоленским, А. Д. Кастальским и их единомышленниками и увенчанная созданием Литургии и Всенощной С. В. Рахманинова, «Страстной седмицы» А. Т. Гречанинова. Эти события выходят за пределы рассматриваемого периода.
Термин «простой напев», часто встречающийся в заглавиях певческих книг, выпускавшихся капеллой, и в других документах, довольно точно передает смысл явления: «простой» означало здесь «упрощенный», «сокращенный». Сокращению, упрощению, смешению подвергались старые и более новые роспевы разного происхождения - древнейшие знаменный и демест-венный и распространившиеся в XVII в. болгарский, греческий, киевский (последним отдавалось предпочтение как удобнейшим для гармонизации), великорусские и малорусские, кантовые переложения и даже отдельные авторские сочинения.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Проблема понимания

Так или иначе приходится признать, что структура современного…

Праздничный экстаз

Наиболее адекватной формой воплощения эстетики преображения…

Формообразования принципа коллективного сознания

В данной познавательной перспективе коллективность фольклорного…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Образ кошки в культуре древних египтян

Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…