Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века
В лучшем случае стиль капеллы мог быть представлен гармонизациями старых роспевов последователя Д. С. Бортнян-ского Петра Турчанинова, изданными в 1830-х годах («Древнее простое церковное пение разных напевов»), в худшем - работами Николая Бахме-тева (1860-1870-е годы), которые Е. Левашов, имея в виду их эмоциональную окраску, удачно сравнивает с «жестоким романсом» в светском музицировании. В праздничных службах исполнялись иногда концертные композиции Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, А. Ф. Львова и других авторов предшествующей эпохи.
К концу XIX столетия, когда была подорвана издательская монополия Придворной капеллы, в церковный репертуар влилось много новых произведений разных авторов, преимущественно хоровых регентов или духовных лиц, в том числе быстро завоевавших популярность, звучащих до сегодняшнего дня. Однако в целом все это шло в одном, заданном еще XVIII столетием русле: сочетание «простого напева» с «вольными излияниями» на религиозную тему, и чтобы вернуть музыку русской церкви к самой себе, потребовалась истинная революция, осуществленная С. В. Смоленским, А. Д. Кастальским и их единомышленниками и увенчанная созданием Литургии и Всенощной С. В. Рахманинова, «Страстной седмицы» А. Т. Гречанинова. Эти события выходят за пределы рассматриваемого периода.
Термин «простой напев», часто встречающийся в заглавиях певческих книг, выпускавшихся капеллой, и в других документах, довольно точно передает смысл явления: «простой» означало здесь «упрощенный», «сокращенный». Сокращению, упрощению, смешению подвергались старые и более новые роспевы разного происхождения - древнейшие знаменный и демест-венный и распространившиеся в XVII в. болгарский, греческий, киевский (последним отдавалось предпочтение как удобнейшим для гармонизации), великорусские и малорусские, кантовые переложения и даже отдельные авторские сочинения.
← Состояние русской духовной музыки | Упомянутая выше Е. Линева → |
---|