Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Сильно упрощая вопрос

Автор: Марина Новикова | Категория: Культура XIX века

В лучшем случае стиль капеллы мог быть представлен гармонизациями старых роспевов последователя Д. С. Бортнян-ского Петра Турчанинова, изданными в 1830-х годах («Древнее простое церковное пение разных напевов»), в худшем - работами Николая Бахме-тева (1860-1870-е годы), которые Е. Левашов, имея в виду их эмоциональную окраску, удачно сравнивает с «жестоким романсом» в светском музицировании. В праздничных службах исполнялись иногда концертные композиции Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, А. Л. Веделя, А. Ф. Львова и других авторов предшествующей эпохи.

К концу XIX столетия, когда была подорвана издательская монополия Придворной капеллы, в церковный репертуар влилось много новых произведений разных авторов, преимущественно хоровых регентов или духовных лиц, в том числе быстро завоевавших популярность, звучащих до сегодняшнего дня. Однако в целом все это шло в одном, заданном еще XVIII столетием русле: сочетание «простого напева» с «вольными излияниями» на религиозную тему, и чтобы вернуть музыку русской церкви к самой себе, потребовалась истинная революция, осуществленная С. В. Смоленским, А. Д. Кастальским и их единомышленниками и увенчанная созданием Литургии и Всенощной С. В. Рахманинова, «Страстной седмицы» А. Т. Гречанинова. Эти события выходят за пределы рассматриваемого периода.
Термин «простой напев», часто встречающийся в заглавиях певческих книг, выпускавшихся капеллой, и в других документах, довольно точно передает смысл явления: «простой» означало здесь «упрощенный», «сокращенный». Сокращению, упрощению, смешению подвергались старые и более новые роспевы разного происхождения - древнейшие знаменный и демест-венный и распространившиеся в XVII в. болгарский, греческий, киевский (последним отдавалось предпочтение как удобнейшим для гармонизации), великорусские и малорусские, кантовые переложения и даже отдельные авторские сочинения.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Возрождения в духовной культуре

Эти процессы свидетельствуют о постоянно происходящей миграции форм…

Религиозная картина мира

Тем самым отвергается использование искусства религией, моралью или…

Ранняя романтическая концепция

Здесь речь не идет о том, чтобы проследить всю изменчивую историю…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…