Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Иллюстрация к этому - те парадоксальные подстановки, которые можно заметить в интересующих нас картинах. Мы видели, что, изображая в «Отказе» фигуру террориста, художник как бы по инерции еще освещает ее тем нравственным светом, какой источали для него участники ранних «хождений в народ».
Это действительно личность «с полной и сильной индивидуальностью представитель гордой и непреклонной силы воли», о которой написал Кравчинский. Однако он по-прежнему дан прежде всего как страдалец, как жертва, со всем тем нравственным обаянием, которое умели тогда видеть в страдании.
Наоборот, герой «эскиза с фигурой крестьянки» по сюжету - такой же пропагандист, как и герой рассмотренного выше остроуховского эскиза. Однако изменившееся общее репинское отношение к движению как бы резко сдвигает его облик в сторону народовольцев конца 1870-х годов. Перед нами здесь прежде всего «заговорщик» - фигура решительная и настороженная, с беспокойным и вызывающим взглядом, направленным куда-то в сторону.
Соответственно резко меняется и самая идея сюжета. В Остроуховском эскизе художник противопоставлял героя толпе. Из обстановки крестьянской избы художнику нужен был единственно столб, к которому привязан «взятый под стражу», дверь на двор, как уже говорилось, распахнута, и оттуда не только прибывает толпа, но и, как кажется, долетают и крики: «распни его».
← Арест пропагандиста | Другое направление среди работ → |
---|