Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Другое направление среди работ

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Этот характер интересовал тогда и многих современников Репина. Постепенно начинали все более различать пропагандистов середины 1870-х годов от бомбометателей конца десятилетия, хотя литературные формулировки пришли немного позднее.

В участниках «хождений в народ» современники видели особый тип энтузиаста-идеалиста - из тех людей, которые «стремились не только к достижению определенных практических целей», но скорее «к удовлетворению глубокой потребности личного нравственного очищения». Но постепенно этот характер уступал свое место другому. Тот самый С. М. Кравчинский, который в 1878 г. зарезал Мезенцева, дал в одном из своих сочинений как бы «автопортрет» террориста, придав ему во многом романтизированную окраску. «На горизонте, - по его словам, - обрисовалась сумрачная фигура, озаренная точно адским пламенем, которая с гордо поднятым челом и взором, дышавшим вызовом и местью, стала пролагать себе путь среди устрашенной толпы». «Он умеет умереть не дрогнув но уже не как христианин древнего мира. В нем не осталось ни тени религиозного подвижничества. Это человек с полной и сильной индивидуальностью. Это представитель гордой и непреклонной силы воли» .
Однако более чем сомнительно, чтобы с подобными интонациями могла согласиться интеллигентская среда конца 1870-х годов. К 1881 г. уже и сами народовольцы все более разочаровывались в идее террора. И еще быстрее остывало к ней широкое общество, причем охлаждение шло уже как бы и не по годам, а по месяцам. В начале 1878 г. печать еще единодушно приветствовала оправдание В. Засулич. Однако уже и тогда Ф. М. Достоевский, присутствовавший на процессе, заметил: «Осудить нельзя, наказание неуместно, излишне, но как бы ей сказать, иди, но не поступай так в другой раз» (по воспоминаниям Г. К. Градовского) И с годами именно такая позиция получала среди интеллигенции все большее распространение.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Творчество Л. Н. Толстого

Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого…

Литературное многообразие

Она возникает, как и другие качественные формы и разделы высокой или…

Скульптура праздника и театр

А теперь представьте, что вы есть средоточие скульптурной формы:…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…