Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века
Этот характер интересовал тогда и многих современников Репина. Постепенно начинали все более различать пропагандистов середины 1870-х годов от бомбометателей конца десятилетия, хотя литературные формулировки пришли немного позднее.
В участниках «хождений в народ» современники видели особый тип энтузиаста-идеалиста - из тех людей, которые «стремились не только к достижению определенных практических целей», но скорее «к удовлетворению глубокой потребности личного нравственного очищения». Но постепенно этот характер уступал свое место другому. Тот самый С. М. Кравчинский, который в 1878 г. зарезал Мезенцева, дал в одном из своих сочинений как бы «автопортрет» террориста, придав ему во многом романтизированную окраску. «На горизонте, - по его словам, - обрисовалась сумрачная фигура, озаренная точно адским пламенем, которая с гордо поднятым челом и взором, дышавшим вызовом и местью, стала пролагать себе путь среди устрашенной толпы». «Он умеет умереть не дрогнув но уже не как христианин древнего мира. В нем не осталось ни тени религиозного подвижничества. Это человек с полной и сильной индивидуальностью. Это представитель гордой и непреклонной силы воли» .
Однако более чем сомнительно, чтобы с подобными интонациями могла согласиться интеллигентская среда конца 1870-х годов. К 1881 г. уже и сами народовольцы все более разочаровывались в идее террора. И еще быстрее остывало к ней широкое общество, причем охлаждение шло уже как бы и не по годам, а по месяцам. В начале 1878 г. печать еще единодушно приветствовала оправдание В. Засулич. Однако уже и тогда Ф. М. Достоевский, присутствовавший на процессе, заметил: «Осудить нельзя, наказание неуместно, излишне, но как бы ей сказать, иди, но не поступай так в другой раз» (по воспоминаниям Г. К. Градовского) И с годами именно такая позиция получала среди интеллигенции все большее распространение.
← Герой «эскиза с фигурой крестьянки» | Колебания в отношении общества → |
---|