Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Фигура озлобленная и мрачная

Автор: Мария Хлебникова | Категория: Культура XIX века

Но еще более «катастрофические» изменения в фигуре арестованного, в центре. Здесь новая для Репина отчужденность взгляда в особенности заметна. Художник не осуждает какого-либо поступка или даже всего поведения своего персонажа. Отчужденность касается самого «феномена характерности» в том смысле, о котором мы уже говорили, когда рассуждали о том, как все более «охладевала» к «законченному характеру» художественная среда второй половины XIX в. Не исключено, что художник вспоминал необычайно популярную в эти десятилетия фигуру Базарова из тургеневских «Отцов и детей».

Все эти годы к ней не уставала возвращаться русская критика, видя в Базарове важную веху в истории русского нравственного движения . Портрет заговорщика у Репина даже в известной степени напоминает то описание внешности тургеневского героя, какое дано при его первом появлении в романе, лицо худое, «с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом (т.е. подчеркнуто нечто хищное. - Г. П.), с висячими бакенбардами песочного цвету» и темно-белокурыми волосами, не скрывающими «крупных выпуклостей просторного черепа». Однако тургеневский «ниглист» обрисован в целом теплее и человечнее, чем репинский заговорщик, в особенности в сценах болезни и смерти Базарова. У Репина это фигура озлобленная и мрачная, несмотря на то что он отдает все должное решимости и силе этого человека. Она и в самом деле совпадает с портретом террориста, нарисованным Степняком-Кравчинским: «Его взор не обращен внутрь самого себя, он устремлен на врага, которого он ненавидит всеми силами своей души» ".
Повторю, что речь здесь идет не о нравственном осуждении героя, но о самом неприятии характера, «отвердевающего» в своих законченно жестких формах, в инстинктивном несогласии с тем, что живая и сильная человеческая душа, предназначенная для обновления, для жизни, мертвит и губит себя тем, что загоняет себя, как в клетку, в характер, столь с неизбежностью ограниченный, как тип заговорщика и конспиратора. Нет сомнения, что изменившаяся общественная оценка народовольческого движения намного усиливала эти реакции Репина, но на данном этапе она лишь активизировала ту художественную традицию, какую заложил еще Гоголь своим приговором изображенным им «законченным типам» провинциальной российской среды как «мертвым душам».

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Стремление к личностному срезу

Способствуя разработке вопроса о социальных функциях искусства,…

Общинный образ жизни

Художественное производство как таковое (Маркс) складывается лишь на…

Осмысление дифференцированных оценок

Окажется, что мы не можем обойтись без понятия прекрасного. И совсем…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…