Автор: Евгения Кныш | Категория: Искусство
Сегодня субъектом художественного творчества выступает не только частная личность, не индивид сам по себе и даже не сообщество личностей (ведь таковым был и цех средневековых мастеров), а и все человечество. То есть творец, художник как никогда ответственен за весь мир, что бы он ни сделал, так или иначе его дело попадет на экран общечеловеческих стремлений и желаний. Искусство несет в себе, говоря словами Бахтина, всеобщий поиск «другости». Несколько архаичное «другость» очень точно выражает этический смысл существования «другого»: желание видеть в нем друга.
Поисками межпланетной «другости» был занят в свое время Александр Довженко. «Белый, как лунь, высоколобый, со своим беркутным носом, - вспоминает участник Второго всесоюзного съезда советских писателей Михаил Алексеев, - он быстро подошел к трибуне и сразу заговорил...» Заговорил о космическом разуме человека, проникающем в глубины Вселенной, о художнике, двигающем Мироздание. «Голос мудреца уже едва был слышен среди нетерпеливых покашливаний», - вспоминает писатель. Поэты не поняли поэта, уж очень далеко вперед он смотрел. Смотрел в наше время, говорил о наших проблемах, и сейчас он нам очень понятен. Мысли поэта-режиссера в полной мере воплотились в его фильмах. В кинолентах «Земля», «Мичурин», «Аэроград» человек изображается как бы на сцене всей планеты, события фильма проходят не по интерьерному мирку, обжитому и тесному в своем теплом уюте, а по космическим безднам бытия Человека. Человек грандиозен в мире Довженко. Земные координаты явно малы образам художника. У Довженко высоко развито чувство «взлетности».
Как проникновенен образ Мичурина, этого мудрого старца, устроителя Природы! В фильме о нем Вселенная «прорастает» в зернышке яблока, пускает ростки и зацветает через несколько лет, несколько лет жизни ученого. Фильмы Довженко пробуждают мечты о всемирной миссии искусства, о космическом человеке-творце.
← Диалектика взаимосвязи видов искусств | Свобода утверждения личностного → |
---|