Автор: Максим Коноплев | Категория: Культура
За его пределы попытался выйти Винкельман, хотя и он в значительной мере был связан с нормативной классицистической эстетикой, а также с эстетикой воздействия Просвещения.
Гердер заимствовал у Винкельмана тезис о природном основании искусства, и в то же время не связанная со временем образцовость, которую Вилькельман усматривал в греческом искусстве, становится для исторического мышления Гердера безвозвратным прошлым, чем-то вроде утерянного рая. Хотя он не переставал восхвалять красоту античного искусства, его историческое чутье не давало ему возможности увидеть в нем никакой плодотворной потенции для современности.
Подчеркивая в произведении искусства индивидуальное, единичное и оригинальное в манере высказывания гения, Гердер потрясал устои эстетики воздействия. И в то же время психологическая реакция независимо от способности или неспособности произведения затронуть реципиента оставалась для него мерилом ценности художественного произведения. Примечательно, что Гердер для характеристики Шекспира ссылается не столько на его пьесы, сколько на общественные условия, в которых они возникли, и на то воздействие, которое они способны были оказывать на чувства публики, порождая иллюзии и вызывая сочувствие.
← Философия изящных искусств | Художественное отображение → |
---|