Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Жизнь и духовная потребность
Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Чувствовать себя дома

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Как уже говорилось, Васнецов в те же годы был озабочен поисками образа «Мирового Христа», воплощающего «коллективные» представления о мире и смысле бытия. Поздние картины Ге совершенно лишены этого религиозного мифотворчества. Нет в них и мифотворчества другого, эстетического, и современники не раз упрекали художника за его небрежение живописной стороною картин, за его нежелание преобразовывать видимую реальность по законам красоты. Но никак нельзя сказать, что в той вселенной, какой она представала в этих его работах, вообще отсутствовала всякая мифология.

В «Голгофе» Ге, в его «Распятиях» апокалиптические мотивы в известном смысле звучали гораздо сильнее и были гораздо глубже соотнесены с судьбою человека, чем в назидательных сценах «Страшного суда», покрывавших западные стены многочисленных храмов того времени.
Салтыков-Щедрин, мы помним, хвалил «Тайную вечерю» Ге за то, что в создаваемый ею мир можно войти как в «собственную квартиру». В поощрении подобных свойств русской живописи писатель был не одинок. Схожие взгляды становились почти эстетической программой того времени. Искусство, считал, например, В. В. Стасов, начинается там, где «всякий подходит к холсту, как к чему-то такому, где он и сам настоящий хозяин и решитель, где налицо его собственный мир, невыдуманная его жизнь, где налицо то, что он сам знает, думает и чувствует. Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом»
«Чувствовать себя дома», находиться в «собственной квартире», видеть перед собою на картине «собственный мир» - все это было откликом и на желание зрителей, и на творческое самосознание художников. В самой общей форме подобная позиция означала всего лишь элементарную потребность видеть и воплощать в искусстве окружающую жизнь, родную природу, обычные человеческие чувства. К примеру сказать, русская пейзажная живопись второй половины XIX в., выше уже отмечавшаяся, вполне отвечала таким общественным настроениям и художественным запросам. Но в этих выражениях заключался и более узкий, буквальный смысл, и как раз он непосредственно касается нашей темы. Имеем в виду «собственную квартиру», собственный «дом» как распространенный живописный мотив, более того, как самостоятельную и весьма разноликую тему русского изобразительного искусства изучаемого времени. В теме этой, что для нас особенно важно, мир картины часто являл собою совершенно определенным образом трансформированную картину мира, где изменчивые, «пульсирующие» жизненные токи связывают видимое на полотне пространство с тем, которое находится за пределами изображенных сцен.

Добавить комментарий

Заполняя и отправляя данную форму отправки сообщения, вы принимаете и соглашаетесь с Политикой конфиденциальности сайта.

Защитный код Обновить

Случайные статьи

Литературоцентристская ориентация видов искусств

Литературоцентристская ориентация видов искусств этого времени как…

Творчество Л. Н. Толстого

Но философия марксизма дает, разумеется, основания для более широкого…

Театральная деятельность Станиславского

Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Жизнь и духовная потребность

Он переставал быть только материальной необходимостью и становился…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…