Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Рококо
Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Изображение по умолчанию
Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Сочинение по картине
Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Театральная деятельность Станиславского

Театральная деятельность Станиславского
Творческая деятельность Константина Сергеевича Станиславского оказала…

Образ кошки в культуре древних египтян

Образ кошки в культуре древних египтян
Именно в Египте кошка почитается как священное животное, которое…

Чувствовать себя дома

Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века

Как уже говорилось, Васнецов в те же годы был озабочен поисками образа «Мирового Христа», воплощающего «коллективные» представления о мире и смысле бытия. Поздние картины Ге совершенно лишены этого религиозного мифотворчества. Нет в них и мифотворчества другого, эстетического, и современники не раз упрекали художника за его небрежение живописной стороною картин, за его нежелание преобразовывать видимую реальность по законам красоты. Но никак нельзя сказать, что в той вселенной, какой она представала в этих его работах, вообще отсутствовала всякая мифология.

В «Голгофе» Ге, в его «Распятиях» апокалиптические мотивы в известном смысле звучали гораздо сильнее и были гораздо глубже соотнесены с судьбою человека, чем в назидательных сценах «Страшного суда», покрывавших западные стены многочисленных храмов того времени.
Салтыков-Щедрин, мы помним, хвалил «Тайную вечерю» Ге за то, что в создаваемый ею мир можно войти как в «собственную квартиру». В поощрении подобных свойств русской живописи писатель был не одинок. Схожие взгляды становились почти эстетической программой того времени. Искусство, считал, например, В. В. Стасов, начинается там, где «всякий подходит к холсту, как к чему-то такому, где он и сам настоящий хозяин и решитель, где налицо его собственный мир, невыдуманная его жизнь, где налицо то, что он сам знает, думает и чувствует. Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом»
«Чувствовать себя дома», находиться в «собственной квартире», видеть перед собою на картине «собственный мир» - все это было откликом и на желание зрителей, и на творческое самосознание художников. В самой общей форме подобная позиция означала всего лишь элементарную потребность видеть и воплощать в искусстве окружающую жизнь, родную природу, обычные человеческие чувства. К примеру сказать, русская пейзажная живопись второй половины XIX в., выше уже отмечавшаяся, вполне отвечала таким общественным настроениям и художественным запросам. Но в этих выражениях заключался и более узкий, буквальный смысл, и как раз он непосредственно касается нашей темы. Имеем в виду «собственную квартиру», собственный «дом» как распространенный живописный мотив, более того, как самостоятельную и весьма разноликую тему русского изобразительного искусства изучаемого времени. В теме этой, что для нас особенно важно, мир картины часто являл собою совершенно определенным образом трансформированную картину мира, где изменчивые, «пульсирующие» жизненные токи связывают видимое на полотне пространство с тем, которое находится за пределами изображенных сцен.

You have no rights to post comments

Случайные статьи

Разграничение этапов

Подобный путь проделывают как отдельные естественные, так и…

Выявление общекультурной роли актуального вида искусства

Все эти факты ставят перед исследователем вопрос о той роли, которую…

Литературная общественность

Обобщая, можно сказать, что в Западной и Центральной Европе около…

Популярные статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Противопоставление общественного и природного способов существования вещей

Все это позволяет прийти к выводу о своеобразном способе…

Сочинение по картине

Помните, как учитель русского языка и литературы задавал на дом…

Последние статьи

Рококо и сентиментализм

Когда в 1736 г. французский мастер по дереву и ювелир Жан Мондон…

Разъятые элементы семантики и поэтики

В непосредственной близости к тому, что мы называем народной поэзией,…

Индивидуальная поэзия

Индивидуальная поэзия, а вслед за ней самодеятельная авторская песня,…