Автор: Елена Малышева | Категория: Культура XIX века
Как уже говорилось, Васнецов в те же годы был озабочен поисками образа «Мирового Христа», воплощающего «коллективные» представления о мире и смысле бытия. Поздние картины Ге совершенно лишены этого религиозного мифотворчества. Нет в них и мифотворчества другого, эстетического, и современники не раз упрекали художника за его небрежение живописной стороною картин, за его нежелание преобразовывать видимую реальность по законам красоты. Но никак нельзя сказать, что в той вселенной, какой она представала в этих его работах, вообще отсутствовала всякая мифология.
В «Голгофе» Ге, в его «Распятиях» апокалиптические мотивы в известном смысле звучали гораздо сильнее и были гораздо глубже соотнесены с судьбою человека, чем в назидательных сценах «Страшного суда», покрывавших западные стены многочисленных храмов того времени.
Салтыков-Щедрин, мы помним, хвалил «Тайную вечерю» Ге за то, что в создаваемый ею мир можно войти как в «собственную квартиру». В поощрении подобных свойств русской живописи писатель был не одинок. Схожие взгляды становились почти эстетической программой того времени. Искусство, считал, например, В. В. Стасов, начинается там, где «всякий подходит к холсту, как к чему-то такому, где он и сам настоящий хозяин и решитель, где налицо его собственный мир, невыдуманная его жизнь, где налицо то, что он сам знает, думает и чувствует. Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома и действующим лицом»
«Чувствовать себя дома», находиться в «собственной квартире», видеть перед собою на картине «собственный мир» - все это было откликом и на желание зрителей, и на творческое самосознание художников. В самой общей форме подобная позиция означала всего лишь элементарную потребность видеть и воплощать в искусстве окружающую жизнь, родную природу, обычные человеческие чувства. К примеру сказать, русская пейзажная живопись второй половины XIX в., выше уже отмечавшаяся, вполне отвечала таким общественным настроениям и художественным запросам. Но в этих выражениях заключался и более узкий, буквальный смысл, и как раз он непосредственно касается нашей темы. Имеем в виду «собственную квартиру», собственный «дом» как распространенный живописный мотив, более того, как самостоятельную и весьма разноликую тему русского изобразительного искусства изучаемого времени. В теме этой, что для нас особенно важно, мир картины часто являл собою совершенно определенным образом трансформированную картину мира, где изменчивые, «пульсирующие» жизненные токи связывают видимое на полотне пространство с тем, которое находится за пределами изображенных сцен.
← «Комнаты» К. А. Зеленцова | Зрелищная целостность выстроенной мизансцены → |
---|